Я расскажу вам о Национальной галерее Берлина, в которой уже давно мечтаю побывать.
Это было первое государственное собрание современного искусства, основанное на частном пожертвовании богатого буржуа, а не королевских сокровищах. Первоначально галерея ютилась в помещениях Академии искусств, но в 1876 г. переехала в новое здание, созданное по проекту Ф.А. Штюлера по эскизу покойного короля Фридриха Вильгельма IV на Музейном острове – тогдашнем главном культурном месте Пруссии (разумеется, это была классическая постройка, которая походила на римский храм). Постепенно коллекция пополнялась благодаря новым приобретениям и подаркам.
В 1896 году директором становится Хуго фон Чуди, который вместе со знаменитым немецким импрессионистом Максом Либерманом, частично благодаря пожертвованиям, частично благодаря фондам приобрели в Париже десятки работ Мане, Моне, Дега, а также Поля Сезанна. Эти работы частично заменили старую классическую коллекцию, и специально были развешены не более чем в два ряда, для лучшего рассмотрения. Это возмутило кайзера. Последней каплей стала реалистичная «барбизонская школа» французского пейзажа и в 1908 году, якобы по состоянию здоровья, фон Чуди ушел со своего поста. На самом деле, он отправился в Мюнхен, где более лояльно относились к современному искусству. Новым директором стал практически бессменный Людвиг фон Юсти, который отнюдь не был более покладистым, а скорее продвигал современное искусство более хитрым образом.
При такой близости к власти музею вечно приходилось искать обходные пути. Помощник Юсти вспоминал, как вмешательств кайзера и главного художника-академиста Вернерна удавалось избегать, благодаря исключению залов с искусством модерна, постимпрессионизма и т.п. из плана визита императора и отвлечениям внимания монаршей особы благодаря вовлеченным в "заговор" сопровождающим (точнее их шуткам) и предупреждениям одного из принцев.
К сожалению, постреволюционная судьба музея трудная и печальная (выставки "дегенеративного искусства", утраты в бомбёжки и разделение коллекции двумя странами). Но сейчас Национальная галерея продолжает меняться вместе с развитием общества и искусства, достраиваясь и перестраиваясь. Оставаясь верным неоклассическим традициям и пожеланиям коллекционеров, этот музей по-прежнему остаётся открытым для чего-то совершенного нового.
P.S. Текст написан мною в 2018 году.
#искусство #музей #берлин #архитектура #живопись #германия #германскаяимперия #кайзер #картины #19век