27 июля куратор МИСП провела 2-хчасовую интереснейшую экскурсию по трём выставкам Музея искусства XX-XXI века на наб. канала Грибоедова, 103. Спасибо pr-отделу музея за возможность побывать на ней.
Из-за ковида не была пару лет в музее, а раньше регулярно посещала все вернисажи и радовалась встречам с друзьями и новым впечатлениям.
Совсем недавно 21 июля открылась ретроспектива собрания музея за 30 лет в большом МАНЕЖЕ - Центральном выставочном зале МАНЕЖ. Выставка называется «Н.Н. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ ИСКУССТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XX-XXI ВЕКОВ» и продлится до 18 сентября.
Оба этажа декорированы белой тканью, там-сям стоят покрытые белым железные кровати, словом, больница, на стенах которой свободно и широко развешаны примерно 100 картин, по 1-2 у каждого художника, выставлявшегося в музее на канале Грибоедова, 103. Все картины из собрания музея, созданного специально, чтобы сохранить представление об актуальном искусстве Ленинграда-Петербурга за эти 30 лет. А выставка об этом напоминает.
Большие этикетки у картин перечёркнуты линиями разного цвета. По мысли кураторов цвет линии совпадает с главным впечатлением от картины. Зелёный - мир, жёлтый - свет и солнце, ну и так далее.
Побывав в Манеже, поняла, как соскучилась по залам на канале Грибоедова, 103. И тут мне предложили кураторскую экскурсию Ольги Толстой посетить. Конечно, с благодарностью побежала.
Пораньше пришла и до экскурсии, чтобы не мешать рассказу куратора, все снимки сделала. Так же, как и Ольга Толстая потом, особенно задержалась на первом этаже и снимала чудесные яркие картины Завена Аршакуни (1932-2012), живописца, графика, сценографа на выставке "Всматриваясь в лица".
Ольга Толстая говорила о двух женах художника и посвящённых им портретах, о том, что редко на картинах художник писал себя. Вот, разве что так вполоборота:
А вот с этим автопортретом связана почти мистическая история. Художник попал в автокатастрофу, после которой перестал различать цвета и не смог писать, но жена, понимая, что художник без творчества жить не сможет, заставляла его каждый день ходить в мастерскую, не работать, а просто быть среди картин. И вот однажды, увидев себя в зеркале, художник был поражён. За время болезни он оброс бородой, хотя никогда раньше бороды не носил, а только усы. Как-то само собой получилось, что взял небольшой кусок холста, палитру и написал автопортрет. Потом сбрил бороду и вдруг стал различать цвета.
На втором этаже выставка картин и скульптуры Юрия Нашивочникова "Надземное дыхание" к 100-летию мастера. Художник жив и деятелен. Год назад видела его картины в Каминном зале музея "Царскосельская коллекция" в Пушкине. Он учился у корифея отечественной скульптуры Матвеева, а потом увлёкся живописью и был учеником Сидлина, влияние которого ощущается в живописи Нашивочникова. Практически всё на выставке их собрания А.Л.Андрущенко.
На третьем и четвёртом этажах выставка "Асимметрия" супружеской пары московских художников Ольги Булгаковой и Александра Ситникова.
Большинство ярких полотен Ольги Булгаковой составлены из блоков. Как сказала Ольга Толстая, художница объяснила деление удобством перевозки и хранения небольших блоков. Я же подумала, что прочность и натяжение холста на небольших подрамниках надёжнее, к тому же в наш экранно-индустриальный век, когда изображение на составных телеэкранах стало привычным, возможно подсознательно, блочная структура воспроизводит составной экран. Конечно, куратор нашла сложное искусствоведческое пояснение, уводящее вглубь религиозной тематики картин, повествующих о разного рода грехах человеческих. Цикл "Имена" посвящён идее влияния имени на внешность и судьбу человека.
На сводчатые антресоли, образующие 4-й этаж, ведёт металлическая лестница. Там разместились картины - ассамбляжи Александра Ситникова. Всегда треугольники, круги, квадраты, цифры и буквы. Не думаю, что всегда можно точное объяснение каждой цифре и фигуре дать, это дело воображения зрителя. Можно прислушаться к мнению куратора-искусствоведа, но ведь это его взгляд, у каждого может быть свой и свои ассоциации.
Ольга Толстая говорила почти 2 часа - замечательно продуманный и очень познавательный рассказ. Огромное спасибо!
Пересказывать нет смысла. Надо ходить на кураторские экскурсии самим!
Кстати, выставки до 7 августа. Ещё можно успеть их посмотреть!
А потом так приятно было пройтись вдоль канала. Заметила, что уровень воды высокий, нижние ступеньки спусков на набережной скрыты водой.
Плоские кораблики заполнены наслаждающимися водными прогулками экскурсантами. Чайки качаются на волнах, расходящихся после прохода кораблей.
Даже в десятом часу вечера ещё очень светло. Гулять одно удовольствие!
Все фото в альбоме https://vk.com/album-42430910_285556532