Найти тему

В поисках рая... Знакомимся с шедеврами самого «экзотичного» музыкального жанра

Предлагаю отправиться на залитые солнцем пляжи Океании или в джунгли Юго-Восточной Азии. А может, вы предпочитаете бескрайние южноамериканские пампасы? Или пропитанный ароматами пряных специй Ближний Восток? Совершить путешествие нам поможет экзотика — лёгкий лаунж с примесью этники, который был крайне популярен в 1950-е.

Гавайские гитары, африканская перкуссия, индийский ситар, крики райских птиц... Эта музыка вызывает в воображении образы экзотических локаций. Слушатели 1950-х могли откинуться на спинку кресла и представить, как они путешествуют по земному шару, потягивают мартини в холле отеля в тысячах километров от дома...

Первая волна экзотики опиралась на стереотипы об Африке, Латинской Америке и Полинезии. Но жанр был открыт для необычайно широкого круга музыкантов. Американский вибрафонист и один из пионеров экзотики Артур Лайман имел гавайское, европейское и китайское происхождение. Он записывался почти исключительно на Гавайях и выпустил более 30 альбомов:

Удивительная певица Има Сумак с голосом в четыре октавы была родом из сельского района Перу. Не так уж важно, насколько подлинны её предполагаемые инкские корни. Но её вокал в композициях мастера экзотики Леса Бакстера воплотил в музыке целый калейдоскоп страстей вымышленного племени:

Если уж мы заговорили о Бакстере, нельзя не упомянуть его концептуальный альбом «Ритуал дикаря» (1951) — один из определяющих. Музыкальная поэма на тему джунглей установила стандарт. В ней есть все нужные ингредиенты: ритмы первобытных племён, мелодии из далёких стран, атмосфера тайны, дикости и романтики:

Если у экзотики есть свой гимн, то это «Quiet Village». Пьеса Леса Бакстера вошла в топ-40 хитов 1959 года, когда Мартин Денни исполнил её на своем прорывном альбоме «Exotica». С этого момента ни один уважающий себя представитель жанра не мог упустить шанс записать свою интерпретацию «Тихой деревни». Хит вышел как раз вовремя — на подъёме интереса к Гавайям, ставшим штатом в 1959 году:

Иден Абез — настоящая легенда, и когда-нибудь я напишу о нём подробнее. Он был маргиналом от поп-музыки и предвосхитил движение хиппи. Родившись в примерной еврейской семье в Бруклине, Иден в итоге перешёл к образу жизни отшельника с внешностью и репутацией нового Иисуса, питаясь фруктами и орехами под солнцем южной Калифорнии. А ещё он записывал дивную музыку...

Кубинские музыканты Перес Прадо и Шавьер Кугат также работали с экзотикой, привнося в классику жанра знойный латиноамериканский флёр:

Вынырнув на короткое время из глубин студийной анонимности, композитор и кларнетист Роберт Драснин нанял команду первоклассных джазовых музыкантов Западного побережья, чтобы создать, возможно, самый красочный из альбомов экзотики:

Правда, экзотика не могла соперничать с новыми молодёжными течениями. Подъём рок-н-ролла постепенно вытеснил этот наивный жанр из мейнстрима в конце 1950-х годов. Сегодня это целый затерянный мир. Притягательно уютный мир пластиковых пальм и кинематографических страстей. О котором столь же приятно грезить, как много лет назад...

#музыка #искусство #культура #джаз #история