Пушкинские герои у художницы все положительные: и Татьяна, и Евгений, и Ольга, и Владимир. Просто все очень разные. И очень молодые, ведь возраст героев важен. Все привыкли видеть героев Пушкина, как персонажей оперы Чайковского. А там не поют в 16 лет.
Есть известная аудиозапись 1948 года (т.е как раз примерно того времени) с Андреем Ивановым, Иваном Козловским, Еленой Кругликовой и Марией Максаковой. Запись замечательная, но всем исполнителям под 50 годков. А ведь самим героям Пушкина лет совсем немного:
Евгению в момент дуэли 23, к концу романа 26 лет
Ленский погиб в 18,
Татьяне в начале 16-17, к концу - 20
Ольга минимум на год моложе
************
Вот Катя Белашова посмотрела на мои иллюстрации, и вдруг глаза у нее устремились куда-то вдаль, полные какого-то сложного чувства. Я спросила ее: «О чем ты задумалась?» Она говорит: «Я подумала, могу ли я сейчас любить так, как любят в 18–20 лет, ах, как хорошо тогда любят».
Л.Я. Тимошенко
************
Поэтому и искала художница моделей для своих работ того же возраста, что и книжные герои. Татьяну художница искала год, ходила по школам, искала среди знакомых, пока кто-то не посоветовал позвонить ученице 9-го класса Галине Егоровой. Она и стала Татьяной в книге.
************
Входя в дом, я не знала, что вхожу в него навсегда. Семь лет спустя я стала женой ее сына Николая Загоскина.
Г. Егорова-Загоскина
************
Работа шла долго - 4-5 лет, многие часы позирования (сеанс длился 3-4 часа), продуманные сцены, костюмы (которые доставал где-то Евгений Кибрик, муж художницы), свет.
Сцена всегда выстраивалась долго и тщательно, при этом художница всегда много разговаривала со своими моделями, обсуждала, спрашивала их мнение, какой же должна быть сцена, какое настроение, какие эмоции.
************
Иногда подолгу искали позу и способ создать необходимую для этой позы среду. И спасала фантазия Лидии Яковлевны. Сцена «Сна Татьяны» вроде несложная, но как сделать, чтоб именно медведь держал в лапах обмершую Татьяну? И тогда в ход шли диванные валики под шею и под колени, а рассыпавшиеся волосы развесили по комнатным цветам, изображавшим кусты, через которые медведь нес Татьяну.
Г. Егорова-Загоскина
************
Онегина тоже искали долго. "Где я только его не искала. Ходили и потомки Пушкина, и потомки Толстого, и актеры, наконец пришел <он> и повел нить романа дальше." Он - это дипломник Строгановского училища Женя (Евгений) Устинов.
************
...помимо Пушкина, у меня есть еще друзья. Это мои модели. Моя Татьяна — Галя Егорова, которая кончает десятилетку и сейчас сдает экзамены. Ленский — Лева Андронов, он скрипач, переходит в 10 класс в школе. Онегин — Женя Устинов, дипломник Строгановского училища — их я люблю.
************
Став самостоятельным художником Евгений Устинов, видимо, не забыл долгие часы позирования в облике Евгения Онегина. Наоборот, именно пушкинская тема стала основной в его творчестве.
К 1952 году работа над основными иллюстрациями была закончена и работы были представлены на худсовете в Детгизе. Они получили высокую оценку, был подписан договор, но издательство попросило дополнить цикл еще несколькими иллюстрациями.
Художница должна была закончить работу к 1954 году, дописав еще 10 иллюстраций. И вдруг, с удивлением, она осознает, что отношение к ее работам начинает меняться. Звучит критика, причем в адрес мелочей, бытовых подробностей. Прежнего отношения уже нет.
Однако работы сдаются, и в 1958 году книга выходит в Детгизе тиражом 50 тысяч экз. (довольно мизерный тираж по тем временам).
"Евгений Онегин" с иллюстрациями Лидии Тимошенко имел успех, был мгновенно распродан, но со стороны коллег все больше звучит критика. Тимошенко этого не понимает, не принимает. Работа, которой она отдала все силы, всю энергию, все здоровье не получила ожидаемого успеха и признания, в первую очередь среди коллег.
И здесь, как мне кажется, не вина иллюстраций или окружения. Просто за время работы над книгой изменилась ситуация вокруг. 1958 год, уже начало оттепели - Фестиваль в Москве и XX съезд партии, в воздухе другие веяния и другие эстетические ожидания. Другая архитектура, фильмы, спектакли, другие настроения в обществе. Борьба с излишествами, спутник, Лайка/Белка/Стрелка, физики и лирики, Евтушенко и Гагарин. Это ответ, почему появился другой Онегин - в литографиях. Попытка уйти в другое время - с легкими линиями, намеками, небрежностью. А-ля "итальянский неореализм".
Насколько удалась эта переделка - сложный вопрос. Если бы изначально эти работы задумывались именно под технику литографии, если бы это были самостоятельные работы, рассчитанные под такой цвет и печать... Но художница по сути переделывает свои же работы, просто упрощая, убирая, вычищая.
И эти измененные работы художественная общественность опять не приняла, хотя они и вышли в 1966 году в издательстве "Художественная литература".
И с тех пор, с 1958 года рисунки, сделанные маслом на холсте, больше не переиздавались. Но читатели про них все время помнили. Проходят годы, меняется оценка и мы начинаем ценить то, что ранее осуждалось и не принималось.
Рисунки Тимошенко к Онегину - это тот самый сталинский ампир, немного тяжеловесный, трудоемкий, но замечательный в своей основательности, в углубленности, в проживании, в глубине. То, что теперь мы начинаем заново ценить, хотя бы потому, что сегодня воплотить что-то подобное, вот так прожить с героями почти 20 лет, пронести через себя - невозможно.
Мария Дёмина, художественный редактор издательства "Речь"
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Иллюстрации Л.Я. Тимошенко
Книга в продаже:
Вайлдберриз
Озон
#ЕвгенийОнегин #Пушкин #лидиятимошенко #образречи #онегин