879 лет назад на берегу Дымского озера километрах в двадцати от города Тихвина расположился Антониево-Дымский мужской монастырь. Тогда будущий Преподобный Антоний ушел из Хутынского монастыря в Новгородских земелях в далёкий глухой лес для сугубой молитвы, со временем выкопал себе землянку и молился за нашу с вами Русь… Преподобный выбрал место уединённое, не существовавшее на карте того времени. Его трудами появилась по сей день существующая не только точка на карте, но и обитель, где первым делом он выстроил храм в честь своего небесного покровителя Антония Великого. И забурлила настоящая монашеская жизнь… С течением времени в обители появился второй зимний храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, так как в этот день преподобный Антоний закончил свой земной путь.
Первой святыней монастыря стали, бережно хранимые братией и ныне, мощи преподобного Антония Дымского, обретённые еще в 1370 году.
Сегодня нет числа паломникам, приезжающим помолиться в обители, поклониться святым мощам, окунуться в озеро, проплыть три заветных круга вокруг креста и доверить Преподобному свои радости и скорби, поблагодарить за помощь в исцелении, помолиться о детях… Всё здесь дышит любовью и заботой о человеке — помимо субботних и воскресных дней и Двунадесятых Праздников иноками обители по Афонской традиции совершаются ночные богослужения; здесь пекут самый вкусный хлеб для братии и паломников и собирают самый вкусный мёд; две новенькие часовни: в честь Преподобного Антония и иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы держат свои двери открытыми для молящихся… И даже зимой не прекращается череда паломников, страждущих помощи и заступления Преподобного Антония Дымского.
На территории монастыря действует храм в честь Казанского Образа Пресвятой Богородицы. В нём и лежат мощи основателя монастыря —драгоценная святыня русской земли. Считается, что преподобный Антоний был предтечей явления Тихвинской иконы Божией Матери (1383 г). Люди, приезжающие со всего мира к Чудотворному Образу, обязательно сначала заезжают к Преподобному не только помолиться о своих нуждах, но и поблагодарить за его плодоносный молитвенный труд.
Не многие знают, что во времена Великой Отечественной войны, дойдя до самой восточной точки в своем походе на СССР — деревни Астрача, фашисты остановились и не смогли продвинуться дальше. Дальше на востоке всего в нескольких километрах от этого места — святая обитель преподобного Антония, на землю которой немец так и не ступил. Есть предположение, что на территории монастыря располагался военный госпиталь…
А вот была ли там монашеская жизнь во время войны? Полуразрушенные здания на территории обители и стены Казанского храма, пестрящие кирпичиками с именами современных жертвователей, недвусмысленно молчат о нужде и разрушениях, пришедшихся на их век. Вот что нам рассказали в монастыре.
В 1919 году Антониево-Дымский монастырь закрыли, а братию хотели выгнать. Стоит заметить, что до революции монастырь успешно занимался сельским хозяйством. Сохранились документы, из которых следует, что на каждого насельника монастыря вырабатывалось 7 тон пшеницы, 2 тонны картошки, 700 кг лука и т д в среднем в год. Эти высокие показатели говорят об опытных рабочих руках насельников. Тогда повсюду создавались совхозы. Находчивая братия согласилась с требованием новой власти организовать совхоз и, проведя учредительное собрание, выбрала своим директором игумена Феоктиста (Кириллова), а казначеем – эконома монастыря. Так совхоз просуществовал с 1919 по 1923 годы, исправно выплачивая налоги как епархии, так и советскому государству.
В 1922 году началась страшная компания по вскрытию святых мощей по всей России. В результате чего утратились многие святыни, исчезли мощи святого преподобного Александра Свирского… Но несмотря на то, что совхоз Дымского монастыря раздражал советскую власть и в итоге был разогнан, мощи святого преподобного Антония Дымского остались нетронутыми. Судьбы изгнанной братии неизвестны, а вот об игумене Феоктисте писали газеты Вологодской губернии, как об образцовом директоре местного совхоза. Правда, в 1924 году он был всё равно арестован.
С 1923 по 1925 годы на территории монастыря был дом престарелых. А в 1929 году (по данным областного архива Ленинградской области) был образован колхоз «Красный Броневик», уже никакого отношения не имеющий к монастырю. Маленькое совместное хозяйство деревень Дыми и Острова, объединяющих в себе 74 человека включая детей, состояло всего из 12 коров.
Известно, что тогда действовал Казанский храм как приходской, и служил в нём игумен Антониево-Дымского монастыря Иов.
В 1935 году начинаются торфоразработки монастырских земель. Несколько тысяч человек «Ларьялстроя» приезжают туда на работу, и в 1936 году колхозу «Красный броневик» передаются все земли обители в вечное безвозмездное пользование.
Тогда же по личному распоряжению Калинина закрывают Казанский храм. Позднее его станут разбирать вручную на кирпичи. Местная власть того времени предлагала «строителям коммунизма» трудодни за разрушение православных храмов. По прошествии нескольких лет колхоз так и не развился, скорее, наоборот: одна сеялка, одна веялка на 75 человек.
Когда началась Великая Отечественная война, и фашист подошел к Ленинграду, в Тихвин стали эвакуировать детей. Так организовались несколько детских домов для ленинградских сирот. А в 1943 году появляется детский дом и на территории святой обители. Сохранились документы комсомольской организации детдома в Красном броневике. Из них следует, что дети работали в колхозе, а колхоз оказывал им помощь. Однажды во время войны дети попросили у колхоза лошадь, чтобы привести солому для изготовления чучела Масленицы. Документы сохранили отказ правления в связи с плохим состоянием животных. В 1952 году детдом закрыли.
Позднее на территории Антониево-Дымского монастыря появилась тракторная станция, потом и сумасшедший дом, а после всё, что осталось, передали под дом отдыха комбинату «Глинозем».
В 2001 году обрели мощи Святого Преподобного Антония Дымского, и в святой обители стала восстанавливаться монашеская жизнь. Сейчас монастырь не узнать. Всего за последние несколько лет произошли разительные перемены в обустройстве жизни, в восстановлении старых зданий и в строительстве новых.
Восстановление духовной жизни и стройка – не единственные задачи обители. Монастырь ведет активную историко-архивную работу по собиранию любых фактов и обстоятельств, проливающих свет на его историю. Многое могут рассказать сохранившиеся документы и фотографии… Кстати, может быть, в Вашем семейном архиве или альбоме есть старые фотографии сделанные на территории обители в период до 2005 года? Они могут оказать неоценимую помощь игумену Адриану (Дементьеву) и иерею Димитрию (Пономарёву) в их святом деле.
Мне посчастливилось побывать на празднике в монастыре на День памяти Преподобного Антония 7 июля 2022 года. С радостью я обнаружила, что на еще недавно молчаливых берегах Дымского озера прямо на территории монастыря расположился детский лагерь с палатками, по дороге от храма к озеру жизнь бурлит ярмаркой, как это было до революции, а после водосвятного молебна (на Праздник всегда освящают воду в озере) на красивой сцене епископ Мстислав (Дячина) открыл фестиваль певческого искусства, в программе которого звучали не только церковные песнопения в хоровом и квартетном исполнениях, но и народные песни, и классика нашей настоящей русской культуры.
Стелется русская песнь по глади Дымского озера, радуется русский человек празднику Божьего Угодника, а от креста стрелой в небо летит молитва, и нет ничего лучше.
Вечером и насельники монастыря, и гости, и дети из палаточного лагеря соберутся не к телевизору, а в храм на общую молитву, и кажется, так было всегда. В их глазах светится будущее России, вымоленное русскими святыми, среди которых светом Преподобия сияет Антоний Дымский. А я смотрю и думаю: да, нам туда: назад – в будущее России!