"Елизавета", реж. Дмитрий Иосифов, с 2022 г.
Cosmos Studio и Россия 1 не оставляет попыток снова и снова хвататься за вымя дойной коровы по имени Исторические мелодрамы. И на сей раз из-под пера гениальных мастеров вышла история императрицы Елизаветы Петровны, которую они позиционировали как приквел их знаменитой - и лично мной глубоко нелюбимой - "Екатерины" с Мариной Александровой. Ну, и давайте попробуем оценить новое творение мастеров.
Очень кратко о сюжете: представим, что в 1725 году у Петра I были дочери Анна и Елизавета (умом откровенно не отличающаяся), а также жена Екатерина. Будучи почти при смерти, император оставляет завещание на младшую дочь, ту, которая умом не вышла, но трон занимает его супруга. Итак, Елизавете предстоит терпеть притеснения от родной матери, бегать от племянника-малолетнего извращенца, у которого голова с паховой областью поменялись местами, посадить на трон Анну Иоанновну и серию за серией поражать зрителя отсутствием мозгов.
P.S. Я знаю, что Пётр II был не по годам развитым мальчиком, но в сериале он показан буквально Калигулой, единственная цель которого – пристроить то, что у него в штанах к тому, что под юбкой у Елизаветы. (Это выглядит мерзко. На уровне отношений Лолиты и Гумберта). В реальности же влечение мальчишки-императора к охоте и вину было гораздо больше, чем влечение к тете.
Плюсы. Наконец-то люди, занимающиеся пост-продакшном "Екатерины" и "Елизаветы", нашли вкладку цветокоррекции (поздравляю!). Ладно, справедливости ради, они нашли ее еще в последнем сезоне "Екатерины", но тут тоже это радует. Конечно, снято все очень красиво: костюмы, актеры. Типаж (речь про внешность!) Юлии Хлыниной отлично подходит под роль цесаревны. И, в целом, исключительно внешне, сериал выглядит приятно.
Минусы. Все, что касается Елизаветы. Цесаревна Елизавета Петровна - нереально раздражающий персонаж. Во-первых, создатели решили: чтобы показать будущую императрицу неопытной и наивной 16-летней девочкой, нужно заставить актрису бегать из стороны в сторону и громко смеяться, а ещё неопытность персонажа раскрывается через ее непроходимую тупость. Вы, возможно, подумаете: ну,не может человек сразу родиться талантливым и гибким политиком. Вы правы, все приходит с опытом. Однако сериальная Елизавета не учиться на своих ошибках, ее поступки нелогичны, все решения, помогающие цесаревне не попасть в монастырь в той непростой обстановке, сложившийся после смерти ее отца, принимают или ее фавориты, или пажи, сама Елизавета не делает ровным счетом ничего! Из нее получается самая настоящая Мэри Сью. Даже последствия добровольно отказа от власти героиня понимает так поздно, невольно задумываешься: ума у цесаревны кот наплакал. Такой персонаж бесит и не заставляет себе сопереживать в должной мере.
Актеры. Юлия Хлынина - настоящее разочарование! Мне она безумно понравилась в сериале "Полет" и в очень слабом фильме "Купи меня". А тут она то переигрывает, то не доигрывает. То ли роль ей не подошла, то ли актриса вовсе не понимала, какого ей надо играть. Весьма посредственно играют исполнители ролей гардемаринов 2.0, ой, простите, пажей Елизаветы - Воронцова, Шувалова, Нарышкина, особенно Артём Ключников. Но, слава Богу, талантливыми актерами проект не обделён: Кошевой, Стеклова, Раков, Агранович, Чернышенко и Серзин, у последнего роль небольшая, но сыграл он ее на 10 из 10. Ну, и, конечно, Александр Балуев, хоть его персонаж (Петр I) и умирает в конце первой серии, роль, безусловно, была яркая. К слову, плохо со своей работой справился и Алексей Онежин. Переиграл, сильно, и, естественно, это бросалось в глаза.
История. Художественное произведение не обязано следовать исторической истине. Условно и утрировано говоря, венчание Елизаветы и Разумовского может произойти в любое время, не обязательно в 1741 год, потому что неизвестно: было ли оно вообще, ровно как и венчание Екатерины II и Потёмкина, Хюррем-султан могут звать в сериале до принятия Ислама Александра или Анастасия, так как никто не знает, как ее звали на самом деле. Но если Вы всерьёз показываете, что Антуанетта сказала: "Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные", а мать Павла I умерла от сношения с конем, то (закройте объектив) не используйте имена реальных людей и не прикрывайтесь фразой "Все ради искусства"! В сериале "Елизавета" переврано буквально все, что только можно, от истории там, по доброте душевной, оставили только имена. Самое противное, что история Елизаветы Петровны так хорошо подходит для экранизации, что придумывать ничего не нужно, а тут извращено буквально все. Уважаемые создатели сериала, сделайте такой кроссовер: Елизавета Петровна и Мария-Антуанетта, и все равно, что они жили в разное время!
Сценарий. Как и все исторические проекты Cosmos Studio и России 1 "Елизавета" страдает обилием ненужных сюжету персонажей и их истории. Если сериал называется "Кухня", то его центральный персонаж - это не только Макс, а все сотрудники ресторана, а потом отеля, а если сериал называется "Елизавета", то его центральный персонаж - это Елизавета. Не ее пажи, не Прасковья Юсупова, не князья Долгоруковы, а Елизавета! Внедрять в сценарии их сюжетные линии было бы уместно в каких-нибудь “Тайнах дворцовых переворотов” (проект тоже качеством не блещет). Конечно, можно сказать, что история княжны Юсуповой показывает: что такое бироновщина в жизни дворян, но! - в этом проекте это неуместно, показывайте, как бироновщина отразилась на Елизавете. К чему нам нужны любовные метания юного Александра Шувалова: кого же выберет паж цесаревны: Мавру или Прасковью? В жизни и вовсе все было по-другому (Юсупова, вероятно, никогда не знала Шувалова, а Мавра строила отношения с его старшим братом). Зачем нам смотреть, как Алексей Долгоруков пытался выдать за умирающего Петра II свою дочь? Покажите лучше, как переживала смерть племянника Елизавета! Сериал посвящен жизни цесаревны, а не тайнам дворцовых переворотов. По сути, проект о дочери Петра I – это некий симбиоз “Таен дворцовых переворотов” и всех частей “Гардемаринов”. Может быть, предположим, что “Елизавета” – это трибьют Светлане Дружининой, которую, к слову, обвинить в наличии режиссерского и сценарного таланта нельзя. Если так, то это гениально, для Дружининой “Елизавета” – это трибьют на уровне “Северного ветра” для Муратовой. И идей отличных от выше упомянутых произведений Светланы Сергеевны новый сериал от России 1 не содержит. Короче говоря, не оригинально.
Я не преследую цели оскорбить или унизить зрителей, которым сериал понравился. Я лишь хочу указать Вам на его недостатки, которых Вы, возможно, не замечали. Если Вы хотите смотреть сериал, руководствуясь принципом: нравится-не нравится, не задумываясь – Ваше право, смотрите. Если Вы считаете “Екатерину” и “Елизавету” шедеврами – это Ваше мнение, за которое Вас никто НЕ осуждает. Если Вы хотите сказать: “Не нравится – не смотри”, отвечу Вам: сериал я надеюсь пересматривать только под напором друзей или родственников, а в этом отзыве просто хочу выразить свое мнение. И, наконец, чтобы критиковать фильмы, сериалы, книги необязательно снимать и/или писать их лично. Уважать людей за то, что они просто что-то сделали в данном случае не стоит, в контексте творчества, я считаю, уважать стоит за качество, ибо, как бы патетично это не звучало, не всем дано.
“Елизавета” – это ординарный, настолько насколько это возможно, проект, претендующий на нечто высокое и претенциозное. Обыкновенная мыльная опера, которая хочет казаться серьезным историческим сериалом, наполненная всеми возможными клише и желанием растянуть хронометраж. Однако, к счастью, мы можем надеяться, что есть зрители, которым так же проект не понравился. История Елизаветы Петровны – это совершенно новый сюжет для российского и мирового кино, оттого пока появляются плохие проекты, будут актуальный новые фильмы и сериалы о дочери Петра Великого, чтобы, наконец, увидеть достойную экранизацию жизни любимой многими российской императрицы.
P.S. Хотите посмотреть хорошие исторические фильмы – посмотрите “Марию-Антуанетту” Копполы, “Бедного, бедного Павла” Мельникова, “Меня там нет” Хейнса, “Гладиатора” Скотта, ну, в конце концов, если осмелитесь - смотрите “Русский ковчег” Сокурова.
Спасибо за чтение ♥️
#сериалы2022 #обзорсериала #киномания #елизавета #историяроссии