Начну с одного прецедента.
В 1948 году в Милане, на площади Дуомо, встретились две знакомые друг с другом дамы. Встретились и остолбенели - произошло страшное, обе были одеты в совершенно одинаковые платья от Кристиана Диора. Дамы нашли в себе силы не перегрызть друг другу глотки и даже разговорились. После чего остолбенели ещё больше. Вышло так, что первая дама купила платье в Париже в Доме Диора за, допустим, 150 тысяч, а вторая своё - в Риме, в десять раз дешевле. Отличить платья было совершенно невозможно.
Взбешённая покупательница оригинала позвонила самому Диору, ну а изнуренный контрафактом маэстро набрал 02 или какой там тогда был в Париже номер у полиции.
Полиция отнеслась к делу весьма тщательно и вторая часть трагикомедии развернулась 9 августа того же года в Доме Диора, где проходил показ новой коллекции кутюрье. Полицейских в штатском там было как блох на дворовой Жучке. И вот прямо во время дефиле один из служащих Дома тихонько выскользнул на улицу. Где его и приняли, обнаружив в портфеле целую выкройку пальто, которое как раз в этим минуты выгуливалось по подиуму.
Раскалывать в полиции всех стран умеют хорошо и уже очень скоро копы нагрянули в номер одного парижского отеля, где проживал некий итальянский туристо. Обыск дал хороший результат: багаж итальянского «кутюрье» был набит выкройками и рисунками новейших моделей одежды не только Диора, но и Баленсиаги и Фата.
Началось расследование, но «королю плагиата» удалось сбежать как в детективе. Он улетел самолетом в Лион, там купил альпинистское снаряжение, нанял проводника и пересёк границу с Италией через горы. И уже через несколько дней давал интервью итальянским журналистам, которые вопили о несправедливости и жадности французов. «Невинно пострадавший» даже заявил, что, мол, если он уплатил за вход на дефиле, то имеет полное право снимать копии!
- Ну а вообще-то первые свидетельства о контрафакте и борьбе с ним появились почти на век раньше этого случая. В архивах синдиката моды, созданного Чарльзом Вортом (и первым организовавшим экспорт своей одежды, кстати) хранятся судебные протоколы с описанием огромных отлаженных организованных трестов по копированию моделей одежды.
Клиентами почти полностью были американцы. Желающие модно приодеться массово ехали за одеждой в Европу, но вовсе не в Париж, а в Берлин, который тогда был центром контрафактного производства.
Пираты не платили налоги, не отчисляли государству акцизы, их модели одежды были гораздо дешевле оригинальных. Страдали все - и государства, и честные производители. Но пиратов было крайне трудно вычислить и поймать.
В тех же протоколах, например, описывается схема работы одного из таких крупных объединений пиратов. Профессиональные копировщики приходили на показы мод с поддельными удостоверениями журналистов. У них существовала четкая специализация, каждый спец следил за своим элементом: кто за юбками, кто за рукавами, кто за аксессуарами, кто за рукавами или брючинами. Не теряя ни минуты они собирались после дефиле в ближайшем отеле и мгновенно зарисовывали по свежим впечатлениям «свои» элементы. Тут же с ними работал специально обученный художник, который «собирал» из деталей целый эскиз одежды, а опытные закройщики сразу же делали выкройки. Которые мгновенно отвозились в подпольные швейные цеха. И порой уже на следующее утро пиратские копии вовсю продавались. С развитием техники стали использовать крошечные фотоаппараты, спрятанные на теле. Бизнес процветал. Помогали и шпионы, сливавшие информацию из Домов моды ещё до первого показа моделей.
Зафиксирован случай с американским предпринимателем, который в 1955 году предлагал своим многочисленным клиентам по подписке четыре раза в год альбомы с рисунками и подробными описаниями всех парижских моделей одежды, которые ещё только готовились к показу знаменитыми кутюрье! И в Берлин ездить не нужно!
Попыток законодательно защитить права кутюрье было немало, но первый серьезный закон был принят лишь в 50-е годы 20 века. Этот законен только упрощал бюрократию с обращениями потерпевших, но и впервые ввёл помимо штрафов и тюремное заключение пиратов.
Но вот, например, в США европейским кутюрье отстаивать свои права было всегда нелегко. Там к копированию относятся не так, как в Европе. Сознание пионеров-первопроходцев, полагавших любую завоёванную добычу своей собственностью, было и у судей. Поэтому было немало прецедентов, когда американский судья, установив, что французский оригинал приобретён американцем честным путём, разрешал его копирование и подписывание своим именем без всяких компенсаций его создателю.
Вот такая история.