Найти тему
Беляев

От Фрайбурга до Берлинской Стены

История разделения Берлина началась задолго до водружения над Рейхстагом Красного знамени. К удивлению для многих, косвенной причиной, приведшей к разделению столицы Германии на Восточную и Западную, стал инцидент в Перл-Харборе, когда внезапный налет японской авиации привел к значительным потерям американских ВМФ как людских, так и технических.

После пережитого позора американское правительство предложила концепцию открытого неба (то есть все самолеты подписавших соглашения стран могут летать над территорией друг друга). Однако, идея, хоть и здравая, и вполне миролюбивая, есть один нюанс. Американская авиация, базирующаяся по всему миру, могла осуществлять воздушную разведку на территории всех своих конкурентов. Что же самой Америки, то пойди долети до нее, авиация того времени не предусматривала трансконтинентальные перелеты. Таким образом, воздушные суда ВВС США могли летать, согласно задумке, над территорией СССР, когда советская авиация по сугубо техническим причинам не имела возможности долететь даже до границы Штатов.

Причем здесь авиация и как все это связано с разделом Берлина? – обо всем по порядку.

Стоит отметить, что Советская сторона восприняла указанную инициативу с подозрением. Ввиду чего американцам пришлось разрабатывать специальные разведывательные самолеты U-2, способные забираться на высоту 21 км, то есть находиться вне досягаемости любых существовавших на тот момент истребителей и ракет ПВО, а возможность полета в планерном режиме обеспечивала гарантированную бесшумность при пролете над интересующей территорией. Причем оплот демократии всей вселенной – США, настолько заботились о секретности совей вундервафли, что оснащали самолеты механизмом самоликвидации, а пилотов цианистым калием.

Таким образом, демократическая, свободная разведка принялась с особым энтузиазмом запускать Lockheedы над советской территорией. И все бы ничего, но СССР фиксировал все пролеты U-2 и выражал крайнюю озабоченность по этому поводу. США для вида, конечно, временно приостанавливали разведдеятельность с использованием авиации, но спустя некоторое время принимались за старое. Так продолжалось до 11 декабря 1957 года, когда на вооружение был принят известный ЗРК С-75 Двина, поражающий цели, идущие на скорости до 1500 км/ч на высоте до 30 км. Для справки, переданный Китаю С-75 с первой попытки сбил английский бомбардировщик Martin B-57 Canberra в модификации самолета-разведчика RB-57D на высоте 21 км, для сохранения секретности комплекса происшествие списали на работу некоего высотного истребителя, без уточнения подробностей. В этом же году на высоте 28 км неподалеку от Сталинграда советские силы ПВО сбили развед-аэростат (аэростаты представляют собой более сложную цель для наземных ПВО того времени, нежели самолеты).

Перейдем к делу, 1 мая 1960 года в 08:53 утра Фрэнсис Гэри Пауэрс, американский пилот U-2 оказался сбит в районе Свердловска. Пауэрс по плану должен был довести борт 360 до Челябинска 40 (секретный город между просто Челябинском и Свердловском). Город этот для американской разведки был интересен секретным заводом «Маяк», на котором выпускали оружейный плутоний.

Свободный демократический літак засекли при пересечении государственной границы и вели по всему маршруту вплоть до Свердловска, где коварный советский второй дивизион 57 зенитно-ракетной бригады под командованием майора Воронова, отработал по нарушителю ракетой. После первого же попадания хваленный самолет камнем устремился прямиком к земле, но бравый пилот не спешил принимать цианид, чтобы избежать плена ГЭБНИ. Нарушив все инструкции, Пауэрс вручную открыл фонарь кабины на высоте 9000 метров и выпрыгнул с парашютом. Дело в том, что американские техники под видом катапульты устанавливали взрывное устройство, таким образом, летчик, решивший самовольно покинуть падающее воздушное судно, активировал механизм самоликвидации железной чудо-птицы.

В прочем отважный американский вояка благополучно приземлился на поле близ села Косулина Свердловской губернии, чем изрядно озадачил ничего не подозревающих колхозников, уже начинающих вовсю праздновать добрый праздник Первомай. Граждане, возможно из жалости, возможно с целью сохранения пашни, помогли погасить ему купол парашюта: сам он этого сделать не мог ввиду сильного ветра, носившего и мотавшего его по всему полю.

После первичного осмотра Френсиса передали в милицию, откуда его забрали уже в КГБ. Дело было крайне деликатное: на носу заседание четвертой парижской конференции по статусу Берлина. Вопросы, поднимаемые на данной конференции, носили чрезвычайный характер: США отказывались признавать ГДР и призывали к тому же своих коллег по НАТО, что никак не устраивало СССР.

Как известно, из-за опрометчивого летчика, конференция все же сорвалась. Американцы судорожно принялись доказывать, мол это исключительно научный метеорологический самолет, сбившийся с курса из-за плохого самочувствия пилота. Не сложно догадаться, что СССР данную информацию, конечно, принял к сведению, но выдал совершенно справедливый ответ: «Ничего себе, поплохело пилоту! 3000 км пролетел напрямую к секретной зоне!» (Цитата придумана мною).

США предъявили аэрофотосъемку, изъятую из сбитого самолета, да и показания самого Пауэрса, который не постеснялся незнакомых дядек в форме и выдал цели и задачи своей миссии и, говорят, не только этой, он вообще оказался крайне полезным осведомителем.

Случившиеся и спровоцировало Берлинский кризис.

Проницательный читатель, возможно, уже заподозрил, что где-то он уже все это слышал. Действительно, по мотивам данной истории снят знаменитый и не менее отвратительный фильм «Шпионский мост». Говорить о том, что авторы сего полотна исказили все, что только можно, даже не стоит. Для ознакомления с тем, как происшедшее видят сами американцы можно посмотреть, но только после прочтения до конца данной заметки, которая расскажет о том, как все было в реальности, а не в фантазиях голливудских режиссёров. Да, и поскольку это не кино-критика, возвращаться к фильму больше не будем.

Собственно, судебный процесс над Пауэрсом имел политическую подоплеку – широкое вовлечение иностранных наблюдателей и специальный выбор красивого судебного зала с роскошным интерьером, были нацелены на то, чтобы показать мировому сообщество морально-нравственное превосходство СССР над его соседом по Берингову проливу.

Во время судебного процесса американское Центральное разведывательное управление готовило план по обмену Пауэрса на схваченного в 57 году советского разведчика, уроженца Новой Англии Фишера. Обмен должен был состояться на границе Восточного и Западного Берлина, на тот момент еще не разделенных стеной. Для более широкого понимания проведем исторический экскурс: еще в 1945 году, когда советские войска впустили союзников по совместной борьбе в Берлин, те тут же инспирировали разделения сфер влияния в городе (и во всей Германии) и начали возведение ККП (к примеру, знаменитый checkpoint Charlie 1947 года постройки).

Сталин до последнего боролся за единство Германии с учетом ее нейтрального внеблокового статуса (здесь само собой напрашивается сравнение с современными событиями в одной далекой стране Восточной Европы, больно уж похожи эти две ситуации). Однако, такое положение Германии не устраивало наших добрых западных партнеров.

Как я уже писал в предыдущих заметках, в 1945 году Британия вместе со своим товарищем по опасному бизнесу (США) разработала план нападения на СССР с территории бывшей Германии (операция «Немыслимое»). Таким образом, наличие в центре Европы огромного куска суши, гарантированно не собирающегося выступать плацдармом грядущего наступления, сильно усложняло и без того рискованную затею. Германия в случае единения и нейтрального статуса гарантировала безопасность всей Восточной Европы ввиду крайне удобного географического расположения: на севере она упирается в балтийское море, а далее в нейтральные Швецию и Финляндию, а на юге в вечно нейтральную Швейцарию, а затем в Италию, которая на тот момент едва не стала коммунистической[1]. Нейтральный статус также гарантировал стабильное экономическое сотрудничество с СССР ввиду неимения права присоединяться к санкциям против советского блока.

В добавок к этому красный пояс через центр Европы обеспечивал прикрытие от авиаударов со стороны запада, в том числе с применением ядерного оружия. (План «Дропшот» - ядерный удар по советским городам - также упоминался в заметке об операции «Немыслимое»). Оставалось только турецкое направление, прикрыть которое СССР имел все возможности.

Так, создание очередной точки напряженности в Европе и обеспечение плацдарма в виде ФРГ, сильно упрощали дальнейшую политику США по установлению своего влияния на Европейской арене.

С ФРГ и ГДР в принципе разобрались, но что касательно раздела самого Берлина? Изначально советская сторона предлагала Берлин переименовать в Фрайбург (свободный город) с демилитаризированным нейтральны статусом, сохранив возможность перемещения из восточной его половины в западную и обратно (было отдельное разрешение на свободу перемещения по Берлину). Собственно, как можно было догадаться, США инициативу отклонили. В 1959 году в ходе личного визита в США Хрущев договорился с Эйзенхауэром о проведении конференции по статусу Берлина. В том году конференцию перенесли на следующий год, а тут, к несчастью, произошел вышеописанный эпизод с Пауэрсом. После чего, американская сторона полностью похоронила затею об упомянутой конференции. В ответ на что, Хрущев решился показать кузькину мать и передать полный суверенитет над восточной частью Берлина ГДР (государству, не признанному всеми странами НАТО).

И пока страны ВД вовсю готовили планы по противодействию ГДР тлетворному влиянию запада, Америка призвала 250 000 резервистов и направили оных в ФРГ и непосредственно в Берлин. Кеннеди тут же выступил по демократическому телевидению и обозначил решительность в защите ФРГ и принадлежавшего ей Западного Берлина, хотя нападать на них никто и не собирался.

Вскоре на улицах Берлина особо внимательные горожане засекли изрядное количество американских танков М-48 с демократическими снарядами, готовыми поразить кровожадных жителей восточной части Берлина. Кровавые большевики отреагировали не менее решительно и жители Восточной Столицы могли наблюдать страшные стальные машины Т-54 с красными сатанинскими звездами на бортах. Чтобы разрядить ситуацию и не допустить случайных стычек началось строительство знаменитой стены длиной в 106 километров. В конце октября того же года советские и американские танки встали друг напротив друга с совершенно четким приказом стрелять на поражение при первом же признаке агрессии с другой стороны. Тогда, одна единственная шальная пуля могла привести к Третьей мировой войне. Но в итоге дипломаты смогли договориться и танки разъехались.

На этом и заканчивается история раздела немецкой столицы на две части. Однако, для общего понимания разницы между демократией и тоталитаризмом, следует знать следующее: Пауэрса советский злой суд осудил на 10 лет, Фишера добрый и гуманный американский суд засадил аж на 32 года. Также одного Фишера советская сторона обменяла на цельных три американца: Пауэрса, незатейливого студента и шпиона, проваленного в Киеве. Выводы делайте сами

[1] Декоммунизацию Италии провели в ходе операции «Гладио», о которой также подробно изложено в одноименной заметке

Разгласить Добавить в коллекцию

8 просмотров7 упоминаний

Павел Беляев

5 июл в 19:44

Корректировать