Феномен Европы. Часть 2. Рефлексия.
Как уже говорилось в первой части, куда бы не дотянулся белый европеец, везде местное население неминуемо огребало. Исключение составляли народы и племена, у которых банально было нечего взять и тратить время и силы на них оказалось просто бессмысленно. Тут же люди с хорошими лицами принялись рефлексировать, как так вышло, что никто не смог противостоять европейской цивилизации. Первым сориентировался француз Артур Жозеф де Гобино со своим эссе о неравенстве рас, согласно которому есть три расы: белая, желтая, черная. Белая – совершенная и чистая, поэтому ей по происхождению положено порабощать и угнетать не совсем полноценных желтых и совсем не полноценных черных. Гобино допускает, что не социальные институты определяют превосходство расы, а наоборот – раса определяет социальные институты. Соответственно, если белые победили черных, то и институты у них лучше только потому, что они белые. Своевольное обращение с теорией Дарвина тут же подкрепило мысль о том, что человек просто другой более развитый вид, что придает работе некоторый элемент научности.
Дело Гобино продолжил Хьюстон Чемберлен со своей работой «основы девятнадцатого века», в которой выясняется, что не просто белые, а тевтонцы или арийцы являются движущий силой всего человечества, а евреи ввиду постоянного смешения кровей только мешают. Тут же отличился и Ницше со своей концепцией сверхчеловека и доказательством неполноценности евреев в работе «К генеалогии морали». Не надо думать, что подобные открытия свойственны только западноевропейцам, наш горячо любимый Иван Ильин выдвигал ровно те же идеи, только заменяя белых на православных и основным качеством выделяя дух нации, при этом не отвергая значимость правильной крови.
Идеи были крайне популярны и фанатское сообщество собралось, самыми известными представителями которого являются Бенито Муссолини и Адольф Гитлер. Теории расового неравенства – идеалистический детерминизм, то есть идея, например, «Deutschland über alles» принимается за константу и объясняет все постфактум – белые, арийцы или православные победили всех потому, что они лучше – почему? – потому что они белые.
XX век доказал несостоятельность всех этих теорий, желтые японцы дали по шапке православным, порабощенные жидами славяне напинали арийцам, от желтых вьетнамцев огребли США и прочее.
Поэтому, начали набирать популярность альтернативные теории Маркса и Энгельса, объясняющие все те же явления уже не в идеалистическом ключе, а в материалистическом: Европейцы первыми построили капитализм, более совершенную общественную формацию, которая сожрала все остальные. Но и эта гипотеза требует дополнительных разъяснений и проверок (уже построенный капитализм в высшей фазе не смог завоевать развитый феодализм в 1812-1815 гг; кроме того остается открытым вопрос, почему именно Европа преуспела в построении прогрессивной формации – капитализм – а не та же Индия, Китай или страны Персидского залива.)
Исследований на тему того, как европейцам удалось первыми построить капитализм, не так много. Дело в том, что объясняя материалистически становление Европы, придется по ходу дело и обращать внимание на миллионы убитых индейцев, затравленных наркотиками китайцев и прочих жертв колониализма, а так ведь и до третьей мировой недалеко особенно на фоне нарастающей мировой напряженности.