Найти тему

Тёпло летечко

Оглавление

Весна-красна, тёпло летечко,

Что ты нам принесло?

- Я вам принесло:

Короб житушка,

Два пшеничушка,

Деньки добрые,

Хлебородные.

Что вы чувствуете, читая эти строки? Что вы ощущаете, слушая звуки гуслей или задорные наигрыши гармони, рассматривая старинные узоры на полотенцах изб и росписях прялок? Можно ли остаться равнодушным, глядя на красоту магических орнаментов в вышивках народного костюма?

Заглянуть вглубь своей истории, в самую архаику, хочется каждому народу. Сердцем ощутить связь с людьми, которые жили очень давно на нашей земле. Передать это чувство уважения к традициям и культуре своего народа подрастающему поколению.

С 1997 года в Мытищинской Детской Школе Искусств №4 на отделении музыкального фольклора работает замечательный коллектив, который очень любят ученики и их родители. Давайте познакомимся с преподавателями и расспросим о педагогической работе в ансамбле «Тёпло летечко».

Все преподаватели-музыканты фольклорного отдела - выпускницы Российской Академии Музыки имени Гнесиных.

Светлана Юрьевна Белова – старший преподаватель РАМ имени Гнесиных;

Мария Викторовна Алексеева – кандидат философских наук,

Алина Борисовна Духно - магистр философии, выпускница также и МГУ имени Ломоносова.

1. Наш первый вопрос: где живет душа музыки?

С.Ю.: Душа музыки живет в сердце человека, поскольку рождается в момент музицирования; #Русская песня - душа народа, так говорят; и я думаю, что это верно. Каждый человек вносит частичку себя в известную песню или музыкальное произведение композиторского творчества, и тогда душа человека радуется, личность развивается, дух укрепляется.

М.В.: Думаю, душа музыки - в окрылённости, способности подняться над обыденностью, утешить людей, когда их одолевают тяготы жизни. Это столетиями помогало нашим предкам.

-2

2. Почему Вы начали заниматься фольклором?

С.Ю.:Занятие музыкой было мечтой моего детства. Обучение на фортепианном отделе Полянской ДШИ Рязанской области дало возможность выбирать, на какое отделение поступить в Рязанское музыкальное училище: специальное фортепиано, академический хор или #народный #хор. После посещения репетиции народного хора сердце подсказало мне, какой путь выбрать. Ведь народная песня всегда звучала в моей семье на праздниках: пели обе мои бабушки, и у мамы прекрасный голос. Маму в молодости приглашали в Рязанский народный хор из числа поющей молодежи инженеров научного института. Так я связала свою жизнь с народной песней, а впоследствии приобщилась к глубокому изучению и исполнению подлинного фольклора.

-3

М.В.:Ответ на этот вопрос может быть очень объёмным. Прежде всего меня привлекают две вещи: жизненный опыт наших предков, особенно в древней обрядовой деятельности, что отражено в вокальной составляющей; неповторимые сложные сочетания словесного и музыкального выражения.

-4

3. Какая цель Вашей преподавательской деятельности?

С.Ю.:Для меня преподавание - не цель. Это жизнь и призвание, это радость от успехов учеников и открытие для себя новых граней искусства. Обучая детей, мы находимся в поиске и саморазвитии, это самое интересное и важное.

М.В.:Подарить детям радость и поделиться частичкой солнечного вдохновения, расширить их горизонты.

-5

4. Почему Вы работаете именно в этой школе?

С.Ю.:Работа в Мытищинской детской школе искусств №4 (сначала это была #ДШИ №2) началась в годы моей учебы в РАМ имени Гнесиных, с 1997 г. я работаю с детьми, и наш #фольклорный #ансамбль «#Тёпло #летечко» растет и развивается.

М.В.:Более 20 лет назад я примкнула к деятельности С.Ю. Беловой, нами был создан фольклорный ансамбль «Тёпло летечко». Требуется немало сил, чтобы создать коллектив, сформировать в нём традиции и неповторимое лицо ансамбля, обозначить основную линию его развития для себя и окружающих.

-6

5. Продолжателем каких традиций Вы являетесь?

С.Ю.: Если говорить о традициях преподавания – это Гнесинская вокально-хоровая школа преподавания народного вокала. У истоков этой школы стояли Нонна Васильевна Калугина, Анна Васильевна Руднева, Нина Константиновна Мешко, Людмила Васильевна Шамина, Вячеслав Михайлович Щуров, Светлана Леонидовна Браз, Марина Васильевна Медведева, – это мои учителя и наставники.

М.В.:Хотелось бы думать, что фольклорных в самом глубоком смысле. В мире фольклора много легендарных имен, таких как прекрасная исполнительница Ольга Сергеева. Мои учителя в Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского и в Российской Академии Музыки имени Гнесиных передали мне знания о фольклорных традициях. За что я им очень благодарна. Я помогаю каждому ученику примерить как платье опыт предков, в какой-то степени сделать его своим, пережить исполняемое, сделать богаче свой духовный мир.

-7

6. Кто был основателем этих традиций?

С.Ю.:Русский традиционный фольклор является базой и опорой в вопросах преподавания, поскольку в фольклоре есть все: народная педагогика, высокохудожественные образцы устного творчества, эпос, традиционная хореография, богатейший по своему ладовому и интонационному складу музыкальный материал.

М.В.:Полагаю, что основателями являются анонимные носители народных традиций, так как каждая песня жила столетиями, приобретая красоту при каждом новом исполнении.

-8

7. Кто собирает #аутентичный фольклор? Как Вы подбираете репертуар для ансамбля?

С.Ю.:В репертуаре фольклорного ансамбля изучаются и звучат песни материнского, детского фольклора, песни календаря и семейно-бытовых жанров, эпос и поздние жанры. Собиранием фольклора начали заниматься еще русские классики Н.А. Римский-Корсаков, С.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, в XX веке - фольклористы Е.Э. Линева, Е.В. Гиппиус, Л.Л. Христиансен. В своей работе я пользуюсь записями и расшифровками, а также сборниками современных фольклористов, таких как В.М. Щуров, Н.Н. Гилярова, Г.М. Науменко, И.И. Веретенникова, С.Л. Браз, В.В. Бакке, А.С. Ярешко, С.И. Пушкина, П.И. Сорокин, С. Пьянкова и многие другие. Подбор песенного репертуара в коллективе фольклорного ансамбля зависит от возрастных особенностей группы детей, а также от идеи будущего концерта.

-9

М.В.: С XVIII века профессионалы и любители начали собирать аутентичный фольклор, восхищаясь его богатством. Иногда музыканты обрабатывали народные произведения: широко известен знаменитый сборник песен в обработке Н.А. Римского-Корсакова. В последнее время сбором аутентичного фольклора в основном занимаются исследователи-фольклористы, преимущественно от профессиональных учебных заведений. Поиски песен-жемчужин проходят в экспедициях по различным регионам России и за рубежом. Выбор репертуара - очень непростой момент: педагог обдумывает, как песня отзовется в душе ученика, подходит ли ему по голосовым возможностям, темпераменту. Репертуар певца должен быть разнообразным, иначе это ограничит развитие и не будет расширять горизонты личности.

-10

8. Как работаете над дикцией и чистотой пения? Основные методические принципы построения певческой работы.

С.Ю.: Вокально-хоровая работа в классе ансамбля строится по принципу постепенного формирования и закрепления навыков. Правильное певческое дыхание (используем упражнения из системы А.Н. Стрельниковой), чистое интонирование – развитие координации слуха и голоса, раскрытие тембра каждого участника ансамбля, развитие ритмического чувства, создание комфортной психологической обстановки на занятии. Освоение песенного материала происходит с голоса, с иллюстрацией подлинного песенного образца и воспроизведения моим голосом.

-11

М.В.:Базовые принципы вокальной методики, используемые в работе, восприняты мною от преподавателя Свердловского музыкального училища, Светланы Витальевны Щербининой, несколько модифицированы в процессе наработки педагогического опыта. Это последовательная система действий, раскрывающая индивидуальность голосовых данных.

-12

9. Насколько и почему для обучения пению необходим хороший аккомпаниатор?

С.Ю.:Работа с детскими голосами требует особого внимания и чуткой поддержки в инструментальном сопровождении. В традиционном, бытовом музицировании наших предков инструменты были естественным атрибутом жизни: жалейка, рожок, свирель, балалайка, гармошка, гусли, бубен, печная заслонка, стиральная доска и многое другое, что могло организовать ритмику песни, дать тембральную окраску или показать мастерство игреца. В учебном процессе важно наладить контакт певца, ансамбля и концертмейстера, дети нуждаются в инструментальной и психологической поддержке во время выступления. Концертмейстер ведет за собой звучание песни, держит темп, ритм, дает гармоническую основу. Важно, чтобы были моменты для дыхания у солистов; инструмент подчеркивает стилевые особенности песенного образца. В коллективе фольклорного ансамбля «Тёпло летечко» нам повезло с концертмейстерами. В разные годы с нами работали высокопрофессиональные музыканты с Гнесинским образованием и тонким музыкальным вкусом: А. Антонов, И.В. Чумаков, В.Э. Васильев.

-13

М.В.:Исходя из моего преподавательского опыта, полагаю, что вокальное исполнение с сопровождением – это совместная работа, почти в дуэте. В процессе совместного музицирования хороший профессиональный музыкант может научить неповторимой тонкости и красоте, фразообразованию в музыке и многому другому, что имеет большое значение для становления маленького музыканта. В.Э. Васильев за год работы с нами из 10 конкурсов, в которых мы приняли участие, в нескольких получил не просто Диплом за профессионализм, а был особо отмечен за лучшую концертмейстерскую работу.

-14

10. Принципы подготовки солистов и ансамбля к конкурсам: что нужно для яркого выступления?

С.Ю.: Выступление на конкурсе - пиковый момент в работе с ансамблем и солистами, поэтому важно понимать уровень свободы исполнения песен, психологическое состояние детей, умение петь в состоянии стресса. Конкурс - состязание навыков и проверка на прочность эмоциональной составляющей. Для яркого выступления на конкурсе мы выбираем репертуар с интересным музыкальным и сценическим материалом, важна демонстрация артистизма и хореографии, важным элементом является костюм. Хотелось бы остановиться на костюмах, в которых выступают наши детки. За историю существования фольклорного ансамбля «Тёпло летечко» было несколько вариантов костюмов. Благодаря Л.С. Мукомеловой, которая долгие годы была директором ДШИ №2, наш фольклорный ансамбль обшивали мастера народного промысла, профессионалы своего дела, которые реконструировали костюмы разных регионов России по научным трудам собирателя народных костюмов Ф.М. Пармона. У нас появились реплики Вологодского, Курского, Каргополького, Московского костюмов, а также был создан индивидуальный стилизованный вариант для средней группы, куда вошли элементы костюма Орловской области. В последние годы созданием костюмов для детей младшей группы занимаемся мы самостоятельно, поскольку финансирования на костюмы не выделяется. Благодаря нашим коллегам А.Б. Духно, М.В. Алексеевой и родителям наших деток, мы одеваем первоклашек и перешиваем повзрослевшим деткам костюмы. Оказалось, что это увлекательно и интересно - подбирать орнаменты тканей, сочетание тесьмы и узоров на сарафане и рубахе, варианты головных уборов или повязок. Результаты наших творческих поисков нравятся детям и родителям.

-15

М.В.: Для яркого выступления необходимо многое: репертуар, подходящий во всех смыслах именно этому участнику, его желание открыть свой мир слушателям, донести им свои чувства и, разумеется, исполнительский профессионализм. На всё это в большой мере влияет моё отношение к делу как преподавателя.

-16

11. Как Вы подбираете авторитетные конкурсы? По какому алгоритму?

С.Ю.:Выступление на конкурсах - важный этап в развитии музыканта и становлении личности ребенка, поэтому поездка на конкурс должна быть в радость детям, им должно быть комфортно и интересно участвовать. Много критериев для выбора конкурса, прежде всего: организаторы и место проведения, важна точная классификация категорий и жанров участников, авторитетное и доброжелательное жюри. Мои предпочтения в этом вопросе – конкурсы, организованные средними и высшими учебными заведениями фольклорного направления, широко известные и хорошо себя зарекомендовавшие благотворительные фонды и объединения.

-17

М.В.:На ряд значимых профессиональных конкурсов, то есть проводимых высшими и средними профессиональными учебными заведениями, преподаватели приглашаются поимённо. Основной критерий – профессионализм жюри.

-18

12. Также мы узнали про награды и регалии.

С.Ю.: Опыт работы в педагогике более 20 лет, за этот период была отмечена наградами городского и регионального уровня:

2006 г. – Благодарственное письмо от Московской областной думы;

2006 г. – Почетная грамота Министерства культуры Московской области;

2007 г. – Лауреат премии Главы Мытищинского муниципального района;

2011 г. – Благодарность Губернатора Московской области;

2013 г. – Благодарность от администрации ДШИ №2 г. #Мытищи;

2015 г. – Благодарность от администрации ДШИ №2 г. Мытищи;

2019 г. – Благодарность от администрации ДШИ №4 г. Мытищи.

М.В.:Я преподаю сольное народное пение более 20 лет, имею ряд грамот, в том числе от Министерства образования Московской области, множество благодарностей за профессионализм от жюри конкурсов, где получали Лауреатство мои ученики.

-19

-20

· Ученики фольклорного отдела поступают в средние специальные и высшие учебные заведения. Например, работающая ныне А.Б. Духно - выпускница отдела (С.Ю. Беловой и М.В. Алексеевой). А.Б. Духно преподает народный танец, народное пение и проводит подготовительные музыкальные занятия для дошкольников.

· М.В. Алексеева регулярно публикует свои статьи по философии искусства в топовых научных журналах, выступая с докладами на Международных и Всероссийских конференциях уровня XII Конвент РАМИ (МГИМО) – 2019, «Философия и искусство». РАМ им. Гнесиных 2021 (г. Москва) и др.

-21

-22

-23
-24
-25

· В 2018 г. М.В. Алексеева и С.Ю. Белова (в составе инициативной группы) приняли участие в конкурсе на получение губернаторской премии «Наше Подмосковье» с благотворительной темой «Сказочная фантазия» по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок» 15.05.2018 г. Стоит отметить, что уникальные сценарии по мотивам русских народных обрядов преподаватели пишут сами.

· А.Б. Духно принимала участие в конкурсе на получение губернаторской премии 2018 г. «Наше Подмосковье» с благотворительной темой «Дари фольклор!» 14.05.2018 г.

· М.В. Алексеева участвовала в качестве члена жюри музыкального конкурса-фестиваля коллективов народного музыкального творчества и фольклорных ансамблей «Солнечный круг», г.о. Мытищи – 2022.

· В 2018 году М.В. Алексеева была номинирована на премию губернатора как лучший профессионал.

· Хор Академии им. Гнесиных, хормейстером которого является С.Ю. Белова, ежегодно выступает в различных городах России, в Московской консерватории им. Чайковского в рамках фестиваля Ю.А. Башмета.

· Преподаватели ансамбля регулярно проходят курсы повышения квалификации, последний раз в 2019 году КПК «Традиции и инновации народно-певческого исполнительства и педагогики» ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г. Шнитке.

· Учащиеся фольклорного отдела ежегодно становятся лауреатами I, II и III степени на авторитетных конкурсах: Открытый областной конкурс “Союз талантов Подмосковья”, Московская городская программа «Новые вершины» конкурс исполнителей народной песни «Веселая карусель», I Открытый всероссийский конкурс-фестиваль народной песни «Многоликая Россия», I Всероссийский конкурс исполнителей народной песни им. И.И. Алёхиной «Златоцвет» (г. Владимир), Всероссийский конкурс «Волжская весна», «Новое поколение» МГИМ им. А.Г. Шнитке, г. Москва и т.д.

· Только за 2021-2022 уч. год учащиеся фольклорного отдела стали лауреатами в 10 конкурсах.

-26

-27

-28
-29

· Регулярно в школе проходят красочные концерты, из последних: «Богатыри Руси», «Семь Симеонов», «Славянский фольклор к Рождеству», «Кукольная свадьба».

· Участие Светланы Юрьевны в составе жюри по разным городам: Москва, Московская область, Саратов, Воронеж, Ижевск, Челябинск, Уфа, Екатеринбург, Сочи, Иркутск, Красноярск, Кемерово, Новосибирск.

· Как хормейстер Народного хора студентов кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных, Белова С.Ю неоднократно выезжала с ними на концерты и фестивали. Наиболее значимым является участие в мировой премьере хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» композитора А. Чайковского на либретто М. Дурненкова, в Московской филармонии 4 февраля 2020 г.; на Зимнем международном фестивале искусств в Сочи под руководством Ю. Башмета 17 февраля 2020г и 24 февраля 2022 г. (Зимний театр города Сочи). С этим проектом мы приняли участие 4 мая 2022 г. в Театре Драмы им. Волкова (город Ярославль); 24 июня 2022 г. в городе Торжок; 8 июля 2022 г. В городе Клин Московской области, в рамках Международного фестиваля искусств П.И. Чайковского под руководством Ю. Башмета.

-30

-31

-32
-33

· Уже второй год в День Народного Единства, 12 июня, Народный хор выступает в Московской консерватории, в рамках музыкального фестиваля «Рожденные Россией», с просветительским проектом ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза «Хормейстеры XXI века» (руководитель проекта А. Соловьёв). Была представлена авторская и фольклорная программа, велась прямая трансляция в сети VK, которая охватила всю территорию России.

-34

-35

2022 год по Указу Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Желаем творческих успехов замечательным преподавателям музыки – Светлане Юрьевне Беловой, Марии Викторовне Алексеевой, Алине Борисовне Духно! Желаем способных учеников фольклорному отделу! Новых блестящих выступлений на концертах и конкурсах!