Немного хочу перефразировать строки любимого стихотворения Беллы Ахмадулиной, потому что хочу вспомнить и написать о самом родном человеке на земле – своей маме Александре Тихоновне, Шурочке, как называл ее мой папа.
Казалось бы, кому какое дело до моих личных воспоминаний, они есть у всех. Но проходит время, и я все больше понимаю, что мне хочется рассказать о поколении моих родителей, детей войны, что бы их прекрасные черты, не растворились в обыденности и суете нашей, совсем уже другой жизни.
Она родилась в 1929 году, как раз в последний июльский день, в крестьянской семье в большом селе на юге Воронежской области. Детские годы, несмотря на все трудности тех лет, запомнились ей как счастливое время в слиянии с прекрасной южно-русской природой, помощью родителям в их нелегком крестьянском труде и как не странно учебой в школе. Мама рассказывала, что научившись рано читать, она прочитала сказку Ершова “Конек-горбунок”. И мир книг захватил ее воображение. Можно сколько угодно говорить о недостатках советского государства, но то, что широкие народные массы получили доступ к хорошему образованию, отрицать невозможно. Вот и моя мама, всю жизнь помнила всех своих учителей и была им благодарна за те знания, которые они ей дали.
Но, к слову сказать, и учителя в то время были людьми уважаемыми, действительно образованными, стремящиеся нести это самое образование в массы.
Перед самой войной ее родители все же решили уйти из колхоза, и переехали в соседний городок- узловую станцию Поворино. Работа на железной дороге тогда была, как бы сейчас сказали, престижна, и хорошо оплачивалась.
Но время было очень сложное, в воздухе пахло войной, на железной дороге были особо строгие порядки. Искали диверсантов, врагов. Конечно, в таких компаниях лес рубят, щепки летят. Вот и мой дед, мамин отец попал под такую компанию. Это было тяжелое для семьи время. Его осудили, как водится по какому-то доносу, и отправили на север в Кандалакшу. Назад он так и не вернулся. Началась война.
Справедливости ради надо сказать, что на семье арест деда почти не отразился. Наоборот, их постарались поддержать, бабушке нашли работу и к детям в школе отношения не поменялось. Все прекрасно понимали, что дед не мог быть никаким диверсантом, ни врагом. Он был обычный крестьянин из соседнего села, как и многие их соседи.
В войну им было трудно, как и всем в нашей стране. Особенно было тяжело, когда немцы подошли к Сталинграду. Поворино – это как раз узловая станция, на пути в Сталинград. Ее немцам захватить не удалось, но весь период с 1942 по 1943 год городок бомбили. Он стал прифронтовым городом, где размещались новые военные части для наступления и разворачивались госпитали для раненых из Сталинграда.
Девочки подростки, как моя мама помогали ухаживать за ранеными. После занятий в школе, они шли в госпиталь и выполняли всю работу, которую им поручали. Но, даже вспоминая это тяжелое время, она с особой теплотой вспоминала своих учителей. Среди ее учителей было много эвакуированных из Ленинграда. Они много рассказывали про свой родной город, и Ленинград для моей мамы надолго стал городом мечты.
Мне кажется, что именно это поколение детей войны, которые встретили ее в том возрасте, в котором ты уже не ребенок, но еще не взрослый верило в победу без всяких сомнений. Они верили в свою страну, в справедливость, в то, что правда всегда побеждает ложь. Они верили и надеялись, что мы обязательно победим, и настанет действительно счастливая, радостная, мирная жизнь. По крайней мере, такой была моя мама.
Победу и окончание войны, мама вспоминала особенно. В 1945 году ей исполнилось 16 лет, она окончила школу, и закончилась эта страшная война. Победа! Май 1945 года она вспоминала как самое счастливое время, все поздравляли друг друга, радовались, часто звучала музыка. Это видно даже на фотографиях тех лет: счастливые лица, девушки в светлых платьях.
Послевоенные годы тоже были нелегкими. Но у всех жила надежда, что все страшное и плохое позади, а впереди только светлое будущее.
И действительно, жизнь становилась все лучше. Мама еще в школе увлеклась химией и поступила в Пензенский фармацевтический техникум. Денег, конечно, не хватало, жила на стипендию, вместе с подружкой снимали угол в частном доме. Но это казалось ерундой, по сравнению с тем, что они пережили во время войны. Главное она могла учиться тому, что ей было интересно и получить специальность, о которой мечтала.
Окончив техникум, она решила осуществить свою мечту и поехала в Ленинград. Там она успешно поступила в Ленинградский химико-фармацевтический институт. Но без материальной поддержке в таком городе как Ленинград прожить было почти невозможно. Стипендии хватало только на полуголодное существование, а жить приходилось в чердачном помещении, за которое тоже надо было платить.
А тут пришло письмо от родственников, что заболела ее мама, моя бабушка, сама она ей об этом не писала, знала, что бросит все и приедет к ней. Так и случилось, она, конечно, вернулась в родительский дом. Ну а после выздоровления моей бабушки, назад возвращаться было поздно. Так она рассталась с Ленинградом, но всегда стремилась туда поехать при первом удобном случае.
Она получила место в аптеке по своей специальности фармацевт-провизор. В то время очень многие несложные лекарства делали прямо в аптеке по рецепту, который выписывал врач. И мама была как раз таким специалистом, который делал эти лекарства. Она очень любила свою специальность, много читала специальной литературы, у меня до сих пор хранятся ее фармацевтические справочники.
Моя мама прожила довольно долгую жизнь, и как оказалось в одной статье ее трудно рассказать, поэтому эту часть я заканчиваю, а в следующей статье я напишу, о том, как много она значила в моей жизни и жизни нашей семьи.
Если вам интересно то о чем я пишу, подписывайтесь на мой канал.
#дети войны #ссср #воспоминания #великая отечественная война