Сюжет:
Грешные будни продажных копов города Л.Э. нарушает появление загадочной девушки Бетти Шорт, точнее, её трупа. Всё бы ничего, подумаешь, труп, мало ли их находят на просторах Лос-Анджелеса, только пытки, которым подвергли её еще живое, а после - неживое тело, могли зародиться лишь в воспалённом мозге какого-нибудь нациста по другую сторону океана. Преступление остаётся нераскрытым, и спустя сорок лет за его художественную интерпретацию берётся Джеймс Эллрой, у которого личные не проговорённые травмы с не отмщёнными мёртвыми женщинами.
Действующие лица:
Дуайт Блайкерт и Ли Бланчард, Лёд и Огонь, бывшие боксёры, а теперь копы; Кей Лейк, девушка Ли; Элизабет Шорт, "Чёрная Орхидея", труп, проститутка, мечтавшая о карьере актрисы; Джони и Фрици Фогель, безумные копы; Расс Миллард, лейтенант полиции; Мадлен Кэткарт Спрейг, двойник Бетти Шорт, скучающая дочка миллионера Эммета Спрейга, мафиозного застройщика в Голливуд-Лэнде; Рамона Кэткарт, его жена, сидящая на антидепрессантах; Джорджи Тильден, друг Эммета, воевавший вместе с ним в Первую Мировую войну, теперь калека с обезображенным лицом
Время действия:
Послевоенное время, 1947-1949 гг.
Место действия:
Лос-Анджелес
Конфликт:
Одержимость призраками прошлого
Цитата:
"Когда никто тебя не трахает, это делает Голливуд."
ИМХО:
Повествование ведётся от первого лица, молодого копа Дуайта Блайкерта, который в подробностях описывает свою карьеру, начав её простым патрульным, параллельно полупрофессионально увлечённого боксом, он заканчивает детективом в отделе по расследованию убийств. Именно бокс сведёт его с будущим напарником и близким другом, а с ним и с его будущей женой - тихой пристанью Кей Лейк.
Джеймс Эллрой писал "Чёрную Орхидею" год, наверное, столько же времени у меня уйдёт на составление мнения об этой книге. Конечно, я иронизирую, наверное, чуть меньше - мыслями топчусь уже неделю. Тяжёлая для мня книга. Не вдохновляющая. И дело не в том, что она довольно жёсткая, и эта откровенная жестокость по сути своей уже негативно заряжена, всё-таки "Чёрная Орхидея" - это жанровая вещь, тем более, что основана на реальном нераскрытом преступлении.
Книга меня не вдохновила, потому что я не уловила идеи автора, кроме как его личной зацикленности на этом зверском убийстве, о котором он узнал еще в детстве, будучи уже наполовину сиротой - его мать убили и убийца так же не был найден. Подобная зацикленность сама кажется жестокой, будто Эллрой мстит собственной матери и женщинам, подобным ей, ведущим легкомысленный деструктивный образ жизни. Лишь однажды я увидела в Бетти Шорт настоящего человека, которому переживает сам автор и, соответственно, читатель - это воспоминание слепого парня по имени Том из её родного городка, с которым Бетти ходила в кинотеатр и пересказывала ему всё, что творится на экране. Я не любитель сентиментальности, и путь правдоруба, который выбрал Эллрой мне близок, но если главный герой изначально считает Бетти потаскушкой, которая не стоит всей шумихи, возникшей на фоне особо жестокой расправы над её телом, а в конце она уже становится частью его жизни, потому что продолжает жить в его голове, то на этом отрезке, от начала и до конца, нет предпосылок, нет душевных или мозговых штурмов, приведших к радикальной смене точки зрения.
В книге есть увлекательное начало, особенно мне понравился боксёрский матч Блайкерта с Бланчардом, да и вообще вся линия их дружбы наполнена жизнью, интригой, скрытым соперничеством, поэтому то, как быстро Эллрой вырезает его из сюжета, будто впопыхах, стало для меня неожиданностью. Может поэтому я и потеряла интерес ко второй половине книги, потому, что линия Блайкерт-Бланчард-Кей Лейк кажется мне лучше, чем Блайкерт-Мадлен-Элизабет Шорт, объёмнее, драматичнее, которую не нужно притягивать к реальным фактам, не нужно искать причины собственной зацикленности.
Эллрой мастер крутого детектива, он умеет со вкусом и с любовью воссоздать ретро-атмосферу послевоенной Америки и как писатель он старается быть еще ближе к созданию глубоких психологических портретов. В "Чёрной Орхидеи" видно это желание сыграть в Фрейда, любимый подтекст киношного нуара, желание наполнить зверское убийство толикой смысла, сыграть на послевоенных травмах или послеродовых, но на деле вся эта бюрократическая мешанина с отсылками к мафиозным строителям Голливуда слишком уж отдаёт бульварщиной, наигранностью. Бетти Шорт так и осталась женщиной-загадкой в костюме чёрной орхидеи, символом американской безнаказанности. Если, конечно, именно это было идеей автора, то тогда книга удалась. Мне же будет интереснее прочесть "Секреты Лос-Анджелеса", держа в своей голове субъективный факт, основанный на мнении большинства киноманов, что экранизация Хэнсона с Ким Бэсингер и Расселом Кроу - настоящий шедевр.