Найти тему
3data Premium Data Centers

Кто такой системный администратор и что он администрирует?

Каждый год, в последнюю пятницу июля, администраторы корпоративных сетей, баз данных, почтовых систем отмечают свой профессиональный праздник – День системного администратора. В сети дата-центров 3data работает штатный «боец, отвечающий за работоспособность всех корпоративных систем компании», Лаврентий Рудаков. В честь наступающего праздника мы решили опросить Лаврентия и узнали много интересного о его профессии.

Кто такой системный администратор?

Сисадмин – это специалист, который занимается настройкой и поддерживанием IT-инфраструктуры компании, в том числе оборудованием, программным обеспечением и сетевым подключением.

Работа системного администратора начинается ровно там, где начинается работа любой системы. Например, начиная свой рабочий день, самая первая система, с которой сталкивается сисадмин, да и практический каждый сотрудник 3data – это операционная система, далее – почтовый сервер Microsoft Exchange. Каждую систему нужно администрировать, так как не каждый человек умеет с ней работать, при этом каждый умеет ее ломать.

Как ты представлял себе профессию до того, как стали ей заниматься?

Для начала стоит отметить, что я увлекаюсь компьютерами с 5 лет и имею больший опыт работы с программным обеспечением и «железом», но несмотря на это, перед тем как стать системным администратором, саму профессию я представлял совсем иначе. В первую очередь, я считал, что необходимо писать различные коды, разрабатывать программы и тд. В принципе достаточно часто люди путают системных администраторов и программистов, думая, что это одно и то же, и даже слово «айтишник» для многих подразумевает под собой программирование. И в свое время я не был исключением и считал так же.

Просят ли тебя что-то сделать бесплатно?

Безусловно! Каждый день абсолютно все. Из самых распространённых запросов – это сделать сайт, хотя системный администратор не имеет к данной задаче никакого отношения (к слову, что нас достаточно часто путают с программистами и разработчиками). Также часто просят помочь настроить Word или другие программы.

Что написано в твоей трудовой книжке и должностной инструкции?

В трудовой книжке у меня написано «системный администратор компании 3data».

В обязанности, которые прописаны в должностной инструкции, входят: администрирование систем, их обслуживание и настройка, поддержка пользователей внутри офиса, разработка различных проектов и инструкций (например, составление инструкции, как установить рабочую почту на мобильный телефон), участие в восстановлении работоспособности системы при выходе из строя сетевого оборудования, офисной техники и многое другое.

-2

Из чего складывается твой рабочий день? Сколько занимают встречи и планирование?

В первую очередь, мой день начинается с разбора писем, а также решением проблем с оборудованием сотрудников компании. Очень важно не откладывать данные запросы от коллег, а решать их проблемы оперативно. Так как любой, даже небольшой сбой, может повлиять на рабочий процесс человека. Более того, если сисадмин вовремя не поможет, то сотрудник попытается сам решить возникшую проблему, что может привести к более серьезным поломкам.

Также достаточно большое количество рабочего времени уходить на планирование, примерно, часа 3-4 в день, но это с учетом того, что приходится часто отвлекаться на экстренные задачи, которые нужно решить в ближайшее время. А вот встречи проходят достаточно редко, при этом занимают не более 10 минут.

Сколько приходится работать с кем-то в команде, сколько — в одиночку? Опиши один рабочий день. Приходится ли перерабатывать?

В 3data я достаточно часто решаю проблемы совместно с моими коллегами, на командную работу уходит примерно 3 часа в день.

Если описывать мой рабочий день, то вчера, например, я занимался решением ряда рабочих проблем, например, неполадки в работе Microsoft Outlook сотрудника, поиском провайдера Интернета и тд. Далее после обеденного перерыва работал над второстепенными задачами: учет и инвентаризация оборудования, которые я выдал сотрудникам за ближайшие дни, проверка Microsoft Outlook сотрудника после внесения моих изменений, организация электронной подписи, проверка работоспособности системы мониторинга и тд.

На вопрос о переработках отвечу так: да, иногда приходиться перерабатывать, но все зависит от ситуации. Например, на предыдущем месте работы иногда задерживался на 3-4 часа и уходил домой к полуночи. Также часть задач сисадмина можно решить удаленно, что влияет на переработки, так как вечером помогаешь из дома.

Какое железо нужно для работы?

Если честно, мне для работы хватает телефона и моей флешки «админки», на которой хранятся необходимые инструменты, помогающие мне устранить ту или иную проблему. Да, с ноутбука работать более удобно, но, с другой стороны, не всегда удобно брать его с собой, а с помощью телефона и быстрого интернета я могу подключиться к любому компьютеру и удаленно решить проблему.

Нужно ли дополнительно учиться и повышать квалификацию?

На мой взгляд, все зависит от человека и от его способностей обучаться самостоятельно. Если говорить про мой личный опыт, то я полностью самоучка. Я с самого детства увлекался компьютерами и, когда решил связать свою жизнь с ИТ, уже умел чинить компьютеры и неплохо разбирался в рабочем софте. Но ни для кого не секрет, что тебя не возьмут на высокооплачиваемую работу без релевантного опыта. Поэтому я попытался устроиться в небольшую компанию, которая занималась ремонтом техники. Именно там на курсах по повышению квалификации, я узнал про ту самую флешку «админку», изучил на просторах интернета, как ее можно модернизировать, и после занимался фрилансом, набирая необходимый опыт.

Поэтому я считаю, что лучший обучающий курс – это пробовать. Если хочешь понять, как что-то работает, нужно это «пощупать» и попробовать непосредственно на практике. В свое время я поломал много компьютеров, но зато теперь я знаю, как их чинить.

-3

Сколько лет от новичка до профи?

На мой взгляд, от новичка до профи минимум 2 года. Если человек, который совсем не разбирается в системном администрировании, ежедневно на протяжении двух лет будет постоянно работать и обучаться, то сможет стать профи.

Есть ли в твоей работе финансовый потолок?

В ИТ, даже если это сисадмин, нет финансового потолка. Люди и компании бывают разные. На какой-то работе ты изо дня в день будешь делать одни и те же задачи, при этом получая одну и ту же зарплату и никак не развиваясь, и тебе будет казаться, что ты уже достиг того самого финансового потолка. Но сменив работу, где пул твоих задач сильно расширится, так уже казаться не будет.

В принципе работая системным администратором, твои навыки помогут зарабатывать тебе, будучи не устроенным официально на работе. Техника ломается всегда и у всех, и далеко не каждый знает, как ее починить, и тут на помощь прихожу я. Поэтому все зависит от твоего желания, твоих знаний и навыков.

Нужны ли для работы какие-то личные особенности, склад характера, черты? Какие фундаментальные знания нужны?

Однозначно нужны! В первую очередь, аналитический склад ума и умение находить общий язык с людьми и общаться с ними. А лучше всего понимать, как человек работает с машиной. Так ты сможешь быстрее понять и решить проблему, если будешь знать, как техника была сломана.

Если говорить про фундаментальные знания, то в первую очередь, английский язык. Без него ты ничего не сможешь понять и решить. В системном администрировании он нужен как минимум для того, чтобы понимать документацию. Когда ты эникей специалист (прим.: работник среднего звена в отделе IT, отвечающий за взаимодействие с пользователями и решающий мелкие технические проблемы), то ты всегда можешь обратиться за помощью в интернет. Будучи системным администратором, уже данный способ скорее всего не поможет. Несмотря на то, что комьюнити системных администраторов большое и отзывчивое, но на этом уровне появляется большое количество ошибок и проблем, поэтому вряд ли ты сможешь найти подходящий ответ в интернете. Поэтому только и остается, что прибегнуть к документации.

При этом важны не только знания английского языка, но и знание профессиональных сленгов ИТ-специалистов и сисадминов, а также знание математики. Без перечисленных фундаментальных знаний ты не сможешь стать профессионалом.

Какими инструментами ты пользуешься и почему?

Я прочитал книгу о том, как стать системным администратором», и там были описаны следующие важные инструменты для работы:

1) Флеш-накопитель, а в идеале 2 или 3 штуки. На них должны быть загружены все образы операционных систем, огромный пакет программ для тестирования каждого компонента, начиная от мышки и заканчивая монитором или тестами на вычислительную скорость процессора.

2) Телефон или ноутбук для удаленного подключения к компьютеру.

3) Отвертки для того, чтобы оперативно починить неисправное «железо», а также посмотреть и протестировать его.

4) Стратегический запас чипсов. В серверных или при работе с определенными программами наступает момент, когда все, что нужно делать – это следить за ходом запущенного процесса. Не всегда получается переключиться на другие задачи, потому что этот процесс важный. Так что только и остается, что есть чипсы и наблюдать.

Читатели канала, мы продолжаем знакомить вас с сотрудниками 3data и рассказывать про различные ИТ-профессии. Больше о нашей компании вы можете узнать на сайте 3data, а также в социальных сетях.

▪️ Telegram: https://t.me/dc3data

▪️ Вконтакте: https://vk.com/dc3data

▪️ YouTube: https://www.youtube.com/dc3data