Найти тему
Kinoryba

Samurai – Samurai (1971)

В мире было и есть тысячи групп, похожих на The Rolling Stones и десятки тысяч групп похожих на The Beatles. А про похожих на Deep Purple я вообще молчу. И это не значит, что все они дерут с этих групп по-черному. Они просто играют в том же ключе, в силу своих возможностей и таланта. А проще всего обозначать их стиль с тем, чтобы, ну, на какой полке смотреть – это сравнить с кем-нибудь известным и тогда становится более-мене понятно, что за музыка. Ведь если сказать любителю Аббы, например, что неизвестная пластинка, которую любитель Аббы крутит в руках «похожа на Колтрейна» - он тут же положит ее на место и дальше рассматривать не будет. Ну или если мне сказать – «похоже на Аббу» - я тоже продолжать знакомство с неизвестной пластинкой не стану. Сравнение – первый шаг к знакомству. Групп, похожих на Gentle Giant вообще не много. Я даже и вспомнить сразу не могу, если честно. Вот, Samurai, пожалуй, единственное, что сразу приходит на ум. Или так – если скрестить Caravan, Matching Mole Gentle Giant можно получить общее представление о той, музыке, которую записала группа Samurai на альбоме Samurai в 1971 году. Собственно, Samurai – это группа Web, поменявшее название, взявшая в состав еще одного саксофониста (очень кстати) и по-хорошему усложнившая и без того непростую свою музыку. Почти ушли элементы тяжелого рока, хотя их и так было не особенно много, добавилось воздуха и джаза, музыка закрутилась уже в такие петли, что знай – распутывай, в общем, все стало еще интересней. Инструментарий радует – вокалист, акустическая и электрическая гитары, бас, два человека на ударных и перкуссии, включая вибрафон и два саксофониста, использующих тенор, альт, баритон, флейту и кларнет. Ну и музыка этого мини-оркестра, замаскированного под рок-группу совершенно завораживающая. Saving With Up For So Long начинается как «нормальная» рок-песня. Монотонный бас, гитарные фразы приближающиеся к блюзу. Но вступает вибрафон, звуковая картинка меняется, саксофоны поддерживают развитие уходящей вверх гармонии, но блюзовая гитара и даже мелодия голоса остаются вполне традиционными. Не до конца. Лирическое отступление, в котором саксофоны звучат уже ближе – и началось. Ломаная мелодия вибрафона с гитарой, духовые уже на первом плане и на фоне ушедшей уже вдаль гитары – свободные пассажи саксофонов. More Rain – воздушная, пространственная, с активной, глубокой перкуссией, флейтами, далекой в реверберации гитарой и вдруг ушедшей в джаз вокальной линией – и флейты с гитарой следуют за ней, быстро вернувшись в заданную в начале мелодическую линию куплета. Maudie James с самого начала задается джаз-роком – холодным, европейским, сумрачным, без преобладания духовых – клавиши, гитара, голос, ритм-секция, саксофон прорывается отдельными фразами, меняется темп и общий рисунок и начинается ледяной джаз. Джазовыми фразами саксофонов открывается и Holy Padlock – но дальше включается группа и раскручивает карусель джаз-роковой пьесы из нескольких частей – такой же прозрачной и воздушной, как и предыдущие, тонкой резьбы по ледяному полю. Переплетаются партии органа, духовых и голоса, повторяющего фразы, синкопирующего и играющего словами, уводя все инструменты в тишину, чтобы начать Give A Little Love – роковая вау-гитара и тяжелые саксофонно-басовые риффы, снова смена темпа, мелодии, возвращение к риффам, к резкой гитаре и к короткому, стремительному соло органа, чтобы снова вернуться к роковой риффовой форме с солирующим уже теперь саксофоном. Гипнотизирующая сложной голосовой линией и гитарным соло в обратной записи Face In The Mirror и главная вещь – восьмиминутная As I Dried The Tears Away. Выплывающая из тишины жемчужинами вибрафона, врубающая тяжелыми аккордами гитары и – в пространство, в воздух, в облака, в туман. До следующих рвущих аккордов – от станции к станции. В голосовой линии – холодный джаз, в музыке – непредсказуемые повороты, одна мелодия, вторая, третья, уплотнение, распыление, орган, гитара, саксофоны, ни один инструмент не мешает другому, все на своих местах, все ведут диалог. Подпрыгивающее соло органа, задумчивый ответ вибрафона, гитарные аккорды издалека, массивные рисунки баса – и нет финала, нет резрешения, песня тает на полуфразе инструментов. Недоговоренность, недосказанность, загадка. Тонкая и сложная, невероятно красивая вещь, недооцененная и недонесенная до аудитории запись. Прекрасный альбом.