Найти в Дзене
Александр Вин

Экология информационного пространства

Оглавление

Ранее мы уже затрагивали вопрос нашего окружения, и какое влияние оно на нас оказывает. Если Вы еще не читали данные статьи, ссылка на них ниже, они нужны для более глубокого понимания данной темы.

С кем поведешься... (Часть 1)
Александр Вин27 июля 2022
С кем поведешься... (Часть 2)
Александр Вин28 июля 2022

В данной статье речь более подробно пойдет про наше "заочное" окружение, а именно про то, какой информацией мы наполняем свою повседневную жизнь.

С одной стороны, может показаться, что не так важно, что мы смотрим вечером после трудового дня, будь то сериал или какое то видео на YouTube, но это далеко не так. Влияние, которое на нас оказывает поглощаемая нами информация очень незаметно, пока не взглянешь на него шире. Конечно, за день вы не позаимствуете все привычки своего кумира, но этот процесс движется постоянно.

Капля камень точит

Про влияние "мелочей" на нашем канале также есть отдельная статья. В ней более подробно раскрывается так называемый "эффект бабочки".

Посеешь характер- пожнешь судьбу
Александр Вин26 июля 2022

Но почему мы все время стремимся окружить себя какой-нибудь информацией? Откуда берутся привычки постоянно что-то слушать, смотреть за едой, в транспорте и даже на природе?

"Любознательность — один из постоянных и верных признаков энергичного ума"
- Сэмюэл Джонсон
Сэмюэл Джонсон, британский лингвист
Сэмюэл Джонсон, британский лингвист

Для описания этого явления в психологии было введено соответствующее понятие- кайнэрастия.

Кайнэрастия (kainos, др.-греч. — новый, erastes, др.-греч. — любящий, почитатель) — это влечение к новому, составляющее коренную сущность любого влечения.

Согласно данной позиции, каждый человек стремится к тому, чтобы в любой его деятельности присутствовал элемент новизны. Если данная потребность не удовлетворяется определенным видом деятельности, человек теряет к нему интерес.

Кайнэрастия включает в себя три составные части:

1. воспринимать новое, то есть, стремление к пассивным новым впечатлениям;

2. быть новым, иначе говоря, стремиться к изменениям в собственной жизненной ситуации;

3. создавать новое, то есть производить новые ценности и смыслы.

Нейропсихологическая основа кайнэрастии

Согласно экспертному суждению советского психолога Лидии Божович, потребность в новизне как таковой появляется у нас с момента наиболее активного развития коры головного мозга. В в этот период, она еще не сформирована ни в структурном, ни в функциональном смысле. Развитие такого сложного органа неразрывно связано с его функционированием, поэтому мозг нуждается во внешних раздражителях для стимулирования собственного развития.

Таким образом, потребность в новых ощущениях первоначально является обусловленной чисто биологическими особенностями растущего организма. Со временем данная потребность переходит в разряд духовных потребностей.

Лидия Ильинична Божович, советский психолог, ученица Льва Выготского
Лидия Ильинична Божович, советский психолог, ученица Льва Выготского

Теперь, когда мы уже знаем, откуда берет свое начало тяга ко всему новому, следует ответить себе на следующий вопрос: Как использовать эту нашу особенность во благо? Ведь не вызывает сомнений тот факт, что если не взять ее под контроль, это может обернуться весьма неблагоприятными последствиями. В частности, постоянная, неконтролируемая тяга к новым удовольствиям, может ввергнуть вас в алкогольную, или даже наркотическую зависимость.

В этой статье мы заострим свое внимание именно на информации, которой каждый окружает себя ежедневно. И ответим себе на вопрос: Как сформировать свое информационное пространство так, чтобы оно стимулировало рост, а не потакало слабостям?

I этап. Определение "заказчика"

В самом начале этого пути следует определить, чем вообще наполнено Ваше инфополе, и кто его наполняет. Одно дело, когда Вы сами решаете, что смотреть сегодня после работы и совсем другое, когда за Вас это решает кто-то другой. Как Вы уже могли догадаться, в первую очередь необходимо взять под контроль свое информационное потребление.

II этап. Определение собственных интересов

На следующем этапе Вам требуется как можно конкретнее и точнее определить собственные цели, интересы и ценности. Кем Вы работаете или хотите стать? Какие глобальные цели особенно сильно будоражат Ваше сознание? Каковы Ваши заветные мечты, оставшиеся с детства? В дальнейшем именно на их основе мы и будем формировать собственное информационное пространство, которое будет создавать благоприятные условия для Ваших начинаний.

III этап. Формирование информационного пространства

Как только Ваши интересы прояснились и дали о себе знать, можно приступать к формированию собственного инфополя.

Для начала требуется найти те источники информации, тех людей, на которых Вы хотите быть похожим. Смотрите сперва на то, кто перед вами, а не что он говорит.

Относитесь скептически к советам человека, чей жизнью Вы жить не хотите

Найдя подходящих людей и другие источники информации, постепенно заменяйте ими старые источники, от которых Вы решили избавиться, потому что они не отвечают Вашим интересам. Плавность и последовательность в решении данного вопроса очень важны, так как привычки за день не меняются. Со временем у Вас начнутся формироваться именно те привычки, которые будут транслироваться новым информационным пространством.

"Мы мыслим, следуя природе, говорим, следуя правилам, но действуем по привычке"
Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон, британский философ
Фрэнсис Бэкон, британский философ

Спасибо за прочтение и успехов Вам!

Также Вам может быть интересно:

А может не стоит сетовать на судьбу?
Александр Вин25 июля 2022