Вспомнили и независимых, и зависимых.
Российский стендап еще недавно переживал свой расцвет. Что будет с ним дальше, учитывая турбулентную современность – не очень понятно. Но сейчас наступил лучший момент, чтобы оценить пройденный путь и вспомнить, с чего все начиналось. Этап перехода от КВН и сценок Comedy Club к формату сторителлинга у микрофона был одновременно и поступательным, и очень резким.
Отправная точка – конец нулевых и начало десятых. Настоящая история русского стендапа началась примерно в 2010 году, и к концу десятилетия жанр стал мейнстримом комедии, а во всех крупных городах появились возможности прокачки для начинающих. Сегодня мы собрали самых видных людей, двигавших стендап-комедию в России на раннем ее этапе.
«Смех без правил» и «Убойная лига» – первый околостендап
В Comedy Club были люди, выступавшие в разговорном жанре, но что-то похожее на настоящий стендап появилось в других проектах ТНТ конца нулевых. А конкретно в «Смехе без правил» и «Убойной лиге». Там тоже показывали сценки и упражнялись в импровизации, как Смирняга и Бандерас из дуэта «Быдло» или Илья Соболев и Роман Клячкин из «Красивых». Но были и участники-одиночки.
От незаметных ребят, вроде Искандера Македонского, до звезд проекта – Кости Пушкина, Дениса Косякова, Антона Борисова, Руслана Белого и других. Кто-то из них рассказывал серию коротких шуток-одиночек, а кто-то уже выстраивал связное повествование.
Та же Ирка, сейчас известная, как Ирина Мягкова, как раз рассказывала истории, а не сыпала ванлайнами. Тогда все это воспринималось не как стендап, а скорее как более молодежная версия сатирических монологов комиков из СССР. Но многие звезды «Убойки» в итоге успешно перешли в полноценный стендап – они действительно нащупали жанровые корни.
Незлобин – первый стендапер из Comedy
«Смех без правил» и «Убойная лига» были бы невозможны без успеха Comedy Club, но в главном комедийном проекте стендапа долгое время не было стендапа. И это иронично, ведь в нулевых люди ассоциировали слово «стендап» именно с Comedy Club. Есть комики с разными номерами, есть микрофоны и есть сценический конферанс – все вроде готово.
Но никто из оригинального состава Comedy Club не занимался стендапом. У Галыгина были монологи в образе, а Павел Воля делал что-то вроде свободной прожарки. Позже и у него появилось нечто, похожее на стендап, но, как мы знаем, Воля не ушел дальше уровня позднего Михаила Задорнова. А короткий прайм Таира Мамедова запомнился скорее шутками про «скандалы, интриги и расследования».
Первым мейнстримным стендап-комиком был Александр Незлобин. Он переехал в основной Comedy из екатеринбургского филиала, после чего сразу стал одним из самых нелюбимых в народе резидентов. Хотя по форме то, что рассказывал он, уже реально было стендапом. В монологах Незлобина не было ни неловких переходов от шутки к шутке, ни надуманного образа. Смешно тоже было далеко не всегда, но это уже детали.
В 2010 году Незлоб выпустил концерт «Давайте говорить правду». Он делал его в Екатеринбурге, а не в Comedy Club (в форме какого-нибудь бенефиса), но показали это все равно на ТНТ. По всем параметрам «Давайте говорить правду» – первый большой стендап-спэшл российского комика.
На ютубе его нет, но вы легко найдете видео. Незлобин выдает кучу кринжовых шуток про отношения, употребляет слово «чпокаться», но все равно показывает связный материал почти на час и постоянно взаимодействует со зрителями. Нравится вам или нет, но Незлоб – один из первых, кто делал стендап в России. Уж на телике-то точно.
Игорь Меерсон – первый стендап в Питере
Игоря Меерсона в Comedy Club представляли под псевдонимом «Элвис». Он играл в КВН за «Мегаполис», писал для других известных команд и, когда наступила эпоха Comedy, стал самым узнаваемым участником питерского филиала. Настолько, что его даже частенько запускали в основной проект, где Меерсону с Незлобиным устроили дуэт «Бабочки». Но Игорь не прижился, а его имя даже не всплывает в памяти людей при перечислении видных резидентов.
Зато в Питере Меерсон был одним из первых, кто начал заниматься настоящим стендапом – тоже на границе нулевых с десятыми. В интервью Игорь говорил, что его и других стендап-энтуазистов, включая Антона Борисова из «Убойки», вдохновили моноспектакли Евгения Гришковца, где было много комедии. Петербургские стендап-комики рассказывали свои монологи в стрипухах и барах – для пьяной публики, которой, по большому счету, было плевать на шутки.
Но, учитывая, что Меерсона уже знали по выступлениям на телевидении, видосы с его монологами залетали в тематические сообщества в соцсетях. Было это в самом начале десятых, когда русского зрителя уже знакомили с топами западной комедии, вроде Джорджа Карлина и Луи Си Кея. Ролики со стендапом Меерсона собирали значительно меньше просмотров, но он был одним из тех, кто доказывал: независимая комедия существует вне телика.
Игорь был одним из тех, кто в 2013 году устроил в Петербурге концерт ирландского комика Дилана Морана. Они подружились, а Меерсон даже начал выступать на английском и поехал на фестиваль комедии в Эдинбург. Вышло, кстати, неплохо – Игоря пригласили участвовать в шоу Best of the Fest. То есть, в Шотландии он не провалился.
Получается, что Игорь Меерсон не только двигал питерский стендап-движ вместе с Антоном Борисовым, но и оказался первым из российских комиков, удачно перешедшим на английский язык. Полезный опыт по сегодняшним меркам.
Николай Куликов – комик, который стал топовым сценаристом
Судите сами: «Легенда №17», «Горько», «Движение вверх», шутки для первого сезона «Вечернего Урганта». Как будто Коля Куликов – машина по производству кассовых хитов. Сейчас он один из самых востребованных сценаристов в российской киноиндустрии, а когда-то был независимым комиком, о котором знали только те, кто глубоко интересовался стендапом.
На самом деле Куликов начал заниматься стендапом еще до появления каких-либо околожанровых проектов на ТНТ – аж в 2007 году. Живущий во Франции друг показал ему выступления Эдди Иззарда, после чего Куликов самостоятельно посмотрел кучу западного материала, прочитал немало книг о стендапе и пошел выступать.
Открытых микрофонов тогда, конечно, не было и близко, так что приходилось пригонять свою публику и уговаривать владельцев клубов и баров. Так Коля Куликов стал, возможно, первым настоящим стендап-комиком в России, пришедшим в неразработанный жанр с улицы, а не с телика. В начале десятых о российском стендапе судили в том числе по немногочисленным вырезкам с его участием, а после Куликов появлялся в различных проектах, вроде «Центрального микрофона». Но в итоге оставил стендап и стал успешным сценаристом. Карьера мечты.
Как и Меерсон, Куликов не только был первопроходцем, но и поехал выступать на английском. Выше можно посмотреть, как он шутил в Дублине. Да, Николай выезжал на русской экзотике, но выглядел совсем не стыдно и понравился ирландской публике.
Кирилл Сиэтлов – первый независимый спэшл
Еще один значимый комик, засветившийся раньше большинства коллег по жанру. В нашем интервью Кирилл рассказывал много прекрасных историй – например, как зрители в провинции не принимали стендап, потому что это не «Сестры Зайцевы». Обязательно зацените, и многое станет понятнее.
Сиэтлов сделал для комедии кучу полезных вещей – он придумывал форматы, организовывал фестивали, привозил западных комиков и продвигал российских. Такие люди, как Саша Долгополов и Евгений Чебатков, получали первую аудиторию в том числе благодаря сотрудничеству с проектами Кирилла.
Сиэтлов оказался первым, кто записал независимый стендап-концерт без помощи телика. На момент записи «Божественной комедии Кирилла Сиэтлова» существовали только большие телемонологи Воли и Незлобина, а независимые комики и близко не были звездами.
В отличие от многих вещей в раннем российском стендапе, «Божественная комедия» все еще смотрится достойно. Избалованный современный зритель привык к более жирной съемке, но тут нет ни кринжовых шуток, ни избитых телевизионными эфирами тем. А главное, что весь материал Кирилл честно насобирал, выступая перед еще дикой публикой.
Будущий Stand-Up Club №1 и Руслан Белый
Пора называть московское объединение комиков «Stand-Up Club на Трубной» – после их переезда правильно именно так. Но корни явления растут из 2010 года. Будущие основатели клуба Владимир Бухаров и Эльдар Гусейнов – поздние участники «Убойной лиги», где их знали как дуэт «Облачко». Когда стендап получил распространение, они вошли в движуху.
Так появился «Stand-Up Проект», к организации которого подключили Евгения Отставнова (Медведь из «Убойки») и Павла Виноградова (продюсер, ведущий «Убойной ночи»). Осенью 2010 года прошли первые мероприятия «Stand-Up Проекта» в Москве, куда привлекались и более известные комики, вроде того же Незлобина.
Сотрудничество не задалось: Отставнов и Виноградов ушли из «Проекта», основав «Stand-Up Вечер», а Эл и Бухаров продолжили организовывать мероприятия на своих условиях. Там появлялись люди из популярных шоу: Таир Мамедов, Денис Косяков, Руслан Белый, Слава Комиссаренко и еще неизвестный Виктор Комаров. Чуть позже он на чистом трудолюбии захватит телик и полноправно войдет в мейнстрим российской комедии, а в те времена Виктор был лишь старательным парнем из низов.
В 2011-2012 годах «Stand-Up Проект» начал принимать у себя открытые микрофоны, где мог выступить любой желающий. На них уже появлялись будущие топы «Stand-Up Club №1», вроде Алексея Квашонкина и Саши Малого. Проект Вовы Бухарова и Эла Гусейнова мог попасть на телевидение – Руслан Белый настойчиво предлагал им это, а после не дождался и пошел к Дусмухаметову сам. Что было дальше, известно всем. А в 2013-м комики из «Stand-Up Проекта» ответили тем, кто ушел на ТНТ – с помощью «Центрального микрофона», шоу от СТС.
Юрий Хованский и другие ютуберы
В 2010 году стендап был экзотикой, а русская сцена выжженным полем. Но в 2012-м Карлина, Си-Кея, Стэнхоупа, Морана и Карра смотрели уже многие. Не пугало и наличие собственных русскоязычных комиков. Тогда к жанру начали подтягиваться с блогерской стороны. Первыми их не назовешь, но явление все равно важное.
С точки зрения настоящих комиков, учившихся смешить безразличные залы на своих ошибках, блогеры в стендапе – нетрушные чуваки, игравшие с читами. На них все равно придут подписчики. Илья Мэддисон, BadComedian, Руслан Усачев, Дмитрий Ларин и Кузьма – кто только не пробовал себя в качестве стендапера. Как мы видим сегодня, остался только Данила Поперечный.
Но в контексте гораздо важнее Юрий Хованский: russianstandup – до сих пор ID его ютуб-канала. Ностальгическое напоминание о временах, когда Юра хотел построить комедийную карьеру. Он настолько горел этим, что даже делал какие-то переводы. Во всяком случае, в стендап-пабликах до сих пор можно найти один из концертов Ричарда Херринга в озвучке молодого Хована.
У Юры было несколько проектов в стендап-жанре. О Russian Stand-Up слышали многие, а вот «Стоя» – незаслуженно забытый формат, где был, например, смешной монолог про Незнайку. В целом же Хованский, как и многие комики, старался походить на своих кумиров. Оформление и идея третьего сезона Russian Stand-Up – явная калька на «Машину Комедии Стюарта Ли».
Стендап от блогеров, конечно, уступал номерам тех, кто много тренировался на открытых микрофонах. Но благодаря этому явлению еще больше зрителей заинтересовалось жанром. А условная война трушных и нетрушных давно закончилась. Того же Поперечного на «Разгонах» никто задушить не пытался.
Почему стендаперы не любят Данилу Поперечного? Есть три основных причины – даже воровство
Как найти смешной женский стендап? Вот 6 крутых женщин-комиков – и никакой Юлии Ахмедовой