Подводная лодка «Щ-423» – советская советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии X проекта Щ – «Щука». В 1935 году она была спущена на воду.
В 1940 году 5 августа начался первый в истории мирового подводного плавания 73-суточный поход дизельной субмарины Щ-423. Подводная лодка отправилась в переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток через 8 морей. Этим моряки доказали – по северным морям можно перебрасывать подводные лодки из европейкой части страны на Дальный Восток.
Этот переход больше сравним с космическим полетом, чем с обычным морским путешествием, ведь корабль мог был быть раздавлен льдами или оказаться в ледовом плену и вмерзнуть на много месяцев в застывшие воды морей.
Северный морской путь вдоль берегов России был в разы короче, чем другие маршруты с запада на восток страны и, главное, не зависел от политики и военных сил других государств. Большую часть года лед в этом регионе настолько толстый и плотный, что делает невозможным и смертельно опасным любое плавание для обычных кораблей. Сегодня в морях Ледовитого океана работают атомные ледоколы, все это, конечно, облегчает работу и путь.
Этому походу было присвоено название «Экспедиция особого назначения 10». Дизельная «Щука» начала свой путь от базы в городе Полярном (Мурманская область). На маршруте субмарину сопровождал ледокол «Ленин» и транспорт «Александр Серов» – там находились запасные детали, продовольствие, топливо и многое другое.
Экипаж лодки состоял из очень опытных подводников, которые не первый раз участвовали в походах во льдах. Командовал подводной лодкой –капитан 3-го ранга Зайдулин Измаил Матигуллович.
Перед отплытием была проведена работа по укреплению корпуса деревянно-металлической обшивкой, а бронзовые винты заменили на стальные, чтобы была возможность заменить их в случае поломки о куски льда при сильном вращении. Эту работу доверили морскому инженеру Андрею Дубраву, специалисту по ледоколам. Именно он предложил добавить специальную «шубу» на корпус лодки – обшивку из двух слоев деревина толщиной 20 см, которые прикрыты сверху металлическими листами. При этом лодка сохраняла возможность погружения и подводного хода. Конструкцию и форму рулей подлодки также изменили –их сделали более короткими и прочными, при этом предусмотрев возможность замены в случае поломки о лед.
Однако плавание проходило в очень сложной обстановке. На протяжении всего похода экипаж сражался с обледенением. Осложнялось все тем, что сопровождающий транспорт «Александр Серов» потерял в пути лопасть винта. Поломку обнаружили только 12 августа на острове Диксон в Карском море. Дальше субмарину сопровождали теплоход «Волга» и ледорез «Федор Литке».
Самой сложной задаче было пройти в районе Айонского ледового массива – потому как его многолетние и никогда не тающие орды протянулись на сотни километров севернее Чукотки. В северной навигации существует так называемая «шкала сплочённости льда», измеряемая в баллах: когда льда нет — 0 баллов, если ледяные глыбы занимают 90% поверхности — 9 баллов. Последний же 10-й балл означает – просветов в ледяном панцире и вовсе нет. Севернее Чукотки экспедиции пришлось постоянно идти в ледовой обстановке 9−10 баллов. На отдельных участках ледоколы буквально тащили за собой на тросах лодку в крошеве из глыб и обломков застывшей воды.
9 сентября, через 37 суток «ледяного похода», несмотря на трудности, экспедиция благополучно добралась до бухты Провидения на Чукотке. А уже 17 октября 1940 субмарина прибыла в бухту Золотой рог во Владивостоке.
Суммарно переход занял 73 дня, подводная лодка прошла 7227 морских миль, более 600 из которых – во льдах, через 2 океана и восемь морей.
После начала Великой Отечественной войны такой опыт экспедиции подводной лодки «Щуки» использовали в реальной боевой обстановке. Бригада успешно вела бои в Атлантике, совершив переход из Владивостока в Мурманск.
Подводные лодки прошли скрытый переход в Атлантический и Ледовитый океаны – топили военные корабли и транспорт врага, а также сопровождали из Великобритании в Мурманск интернациональные морские караваны союзников, которые доставляли доставляли военную технику и боеприпасы по программе ленд-лизу.