Рассказывая о Кейт Буш (Kate Bush), так и тянет процитировать товарища Саахова из одной известной кинокомедии: «Активистка, спортсменка, и просто красавица».
Для многих женщин именно она стала настоящей путеводной звездой, примером и первой ласточкой, несущей весть о том, что мужская гегемония в сфере поп-музыки пошатнулась. Как вы понимаете, речь идет не о певицах – их всегда было предостаточно. А вот успешных женщин-композиторов, женщин, которые непосредственно рулят творческим процессом, практически не наблюдалось.
В Кейт Буш, как в «человеке эпохи Возрождения» слилось необычайное множество талантов.
Она сама писала и исполняла песни, непосредственно участвовала в их записи, производстве клипов и постановке своих выступлений, неординарно танцевала.
Она постоянно балансировала на грани экспериментальной и популярной музыки, работала без оглядки на коммерческий успех и, тем не менее, была коммерчески успешной.
Она могла себе позволить отказаться от «хлеба» поп-музыкантов – концертных выступлений – чтобы сосредоточиться исключительно на студийной работе. А могла позволить вообще исчезнуть из глаз общественности на 12 лет (с 1994 по 2005 год), чтобы посвятить время воспитанию сына.
Юное дарование и Дэвид Гилмор
Кейт Буш родилась в Великобритании 30 июля 1958 г. в очень музыкальной и начитанной семье. Не успела маленькая Кетти освоить рояль, как к 11 годам уже сочинила первую песню.
К 14 годам песен накопилось уже на целую кассету, которая через третьи руки оказалась у самого Дэвида Гилмора из PINK FLOYD. Он как раз искал новые таланты и, когда услышал, сколь глубокие и интересные песни пишет эта маленькая вундеркиндерша, тотчас помог ей сделать нормальную демо-запись и протежировал компании EMI. В компании юное дарование оценили, подписали контракт, но посоветовали девочке немного подрасти и набраться опыта.
Голос призрака
И вот в 1977 году 19-летняя Кейт ступила в студию для записи первого альбома «The Kick Inside». Выпуску альбома предшествовал выход сингла «Wuthering Heights» («Грозовой перевал»), который имел непосредственное отношение к одноименному роману Эмили Бронте – точнее к телепостановке, которую Кейт увидела еще в детстве. Девочку впечатлила сцена, когда призрак героини является своему возлюбленному, а особенно то, что героиня оказалась ее тезкой.
«…Хитклифф, это же я, Кэти, я вернулась домой
Мне так холодно, впусти же меня через своё окно…»
Кейт Буш, 1978:
«Я написала песню, сидя на пианино, одной мартовской ночью, в полночь. Было полнолуние и занавески были раздвинуты…
Я написала песню от лица Кэтти. Кэтти хочет забрать дух Хитклифа, чтобы воссоединиться на том свете. Это невероятно романтично. Она не может быть одна, даже когда мертва. Очень настойчивая дама. (смех)
Я пробовала мысленно воплотиться в роль героини романа и потому, что она — призрак, я наделила ее таким высоким вопящим голосом».
Напомню, что в книге Хитклифф сам "накликал" на себя призрак возлюбленной. Вот, что он восклицает у ложа умирающей Кэтрин, которую косвенно сам довёл до такого состояния:
«У меня лишь одна молитва — я ее постоянно твержу, пока не окостенеет язык: Кэтрин Эрншо, не находи покоя, доколе я жив! Ты сказала, что я тебя убил, так преследуй же меня! Убитые, я верю, преследуют убийц. Я знаю, призраки бродят порой по земле! Будь со мной всегда… прими какой угодно образ… Сведи меня с ума, только не оставляй меня в этой бездне, где я не могу тебя найти!».
Поначалу руководство ЕМІ хотело, чтобы первым синглом Кейт стала рОковая песня «James And The Cold Gun». Однако девушка оказалось упрямой - она считала, что именно «Грозовой перевал» лучше отражает её творческий потенциал.
Тогда компания стала просить, чтобы она, хотя бы, отказалась от «воплей призрака» и исполнила песню более традиционно. Но и здесь певица отстояла своё видение.
Если верить продюсеру Энди Пауэллу, для записи вокала потребовался всего один дубль. Кроме того, Кейт сама сыграла в песне партию фортепиано.
Песня и впрямь вышла необычной - причём не только из-за манеры пения, но и нестандартного размера. Казалось, что сложная и витиеватая мелодия не содержит пауз и плавно перетекает от одной строчки к другой.
Как... танцевать "Грозовой перевал"?
Для поддержки сингла "Wuthering Heights" было выпущено аж два видеоклипа. В первом (снятом для Британии), одетая в белое платье, Кейт пела в комнате, заполненной туманом.
Однако зрителям больше запомнилось второе видео (снятое в США), где певица шла в красном платье по лесу и сопровождала своё пение необычной хореографией (недаром Буш брала уроки у прославленного британского мима и хореографа — Линдси Кемпа).
Эти эксцентричные движения впоследствии стали объектом множества пародий и шуток.
Питер Кук, ведущий ITV’s Revolvers, апрель 1978:
«Здесь у нас юная особа, сестра Бэзила Буша (ведущий шутит, видимо, имея в виду антропоморфную лису по имени Бэзил Буш — персонажа британского детского ТВ-шоу — прим.) которая, как известно, отвественна за появление такого хита, как «Withering Tights» (ведущий специально искажает название и вместо «Грозовой перевал» получаются «Увядшие колготки» — прим.)».
Ну, а в 2013 году 300 женщин и мужчин (!), переодевшись в красные платья, устроят массовую хореографию, имитирующую движения Буш в её знаменитом клипе.
Из других видео можно привести выступление Кейт Буш среди готических декораций в программе "De Efteling Special" и её концерт в "Hammersmith Odeon" 1979 года.
Хит №1
Что же касается сингла «Wuthering Heights», то он не просто «выстрелил», но и попал в самое «яблочко», возглавив в 1978 году британский хит-парад. В одночасье юная девушка стала настоящей сенсацией и первой британкой, которая сама сочинила и исполнила хит №1.
Кейт Буш, «Interview», ноябрь 2011:
«...это было так неожиданно. Не думаю, что кто-то из нас предполагал, что дела пойдут так хорошо. Это был большой сюрприз».
В 1986 году, при подготовке сборника своих хитов «The Whole Story», певица решила перезаписать «Wuthering Heights» с новым вокалом, поскольку считала звучание оригинала «слишком старомодным».
Когда в 2005 году радиостанция Virgin Radio провела опрос среди восьми тысяч радиослушателей на тему «лучшей британской песни всех времен», в хит-параде оказалась лишь одна песня, исполненная женщиной — и снова это была «Wuthering Heights», занявшая 16-ое место.
В 2008 году проводился другой более занятный опрос на тему самых невнятных поп-исполнителей. Здесь песня «Wuthering Heights» замыкала рейтинг. Выяснилось, что вместо строчек «Heathcliff! It’s me, Cathy and I’ve come home oh, so cold, let me in-a your window» («Хитклифф! Это я, Кэти, и я пришла домой. Как холодно! Позволь мне войти в твое окно») британцы часто слышат «Healthcliff! «It’s me; I’m a tree, I’m a wombat. Oh, so cold at the end of your winter» («Хитклифф! Это я, я дерево, я вомбат. Как холодно в конце твоей зимы»).
Каверы
Ну, и напоследок несколько каверов на "Wuthering Heights". Скажу сразу, что таких каверов существует немало, но я постарался отобрать самые разнообразные.
1) Очень качественная версия от Пэт Бенатар.
2) Вокалист бразильской метал-группы Angra признавался, что Кейт Буш была одной из любимых певиц его детства, а кавер является своеобразной данью уважения к её таланту.
3) Винтажное исполнение в стиле женских вокальных групп 1950-х годов от The Puppini Sisters.
4) Очень забавная версия от The Ukulele Orchestra of Great Britain.
5) Необычное исполнение в стиле «а капелла» от The Sons of Pitches на шоу "The Naked Choir".
6) Целый перфоманс на кавер от шведского хора The Sweptaways.
Песней "Wuthering Heights" достижения Кейт Буш не ограничились. Спустя два года она станет ещё и первой британской женщиной, записавшей альбом №1. Но об этом как-нибудь в другой раз...
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это ЗДЕСЬ.
Автор: Сергей Курий