Традиционная спортивная триада «Три игрища мужей» монголоязычных народов – «Эрын гупбан наадан» (монг. «Эрийн гурван наадам», бур. «Эрын гурбан наадан») – имеет очень древнее происхождение, связанное с ежегодной встречей кочующих родственных племён и проведением всеобщего народного собрания (суглан, суглаан).
Бурятский летний праздник Наадан Сурхарбан, подобно аналогичным праздникам у других народов (Наадым, Надом, Джангариада, Эл-Ойын, Ысыах и др.) включает в свою программу спортивные состязания в борьбе, стрельбе из лука и конных скачках. Это не просто спорт, а особые обрядовые игры, воспевающие пробуждение природы, приобщающие человека к силам окружающего мира и, одновременно, предполагающие попытки угодить божествам. То есть спортивные игры выступали своеобразным жертвоприношением – чествованием духов-хозяев (эжинов), – так как захватывающее зрелище является наслаждением не только для смертных зрителей праздника, но и для бессмертных божеств, наблюдающих за происходящими действиями.
Предваряют национальные испытания обряды жертвоприношений духам-хозяевам местности, тайлаганы (чествование богов) и специальные ритуалы обоо тахилга, во время которых, помимо подношений, принято обходить культовое место не менее трёх раз вокруг.
На протяжении первого летнего месяца по всей Бурятии проводятся «Обо тахилга» в местах поклонения местного населения (в традиционной форме обоо (обо) представляют собой кучи из камней или же деревья, украшенные ленточками (флажками), расположившиеся у священных источников – аршанов, у озёр, на дорогах, горных перевалах, берегах рек). К моменту начала праздника у обоо, на вершине горы, совершается богослужение, а затем все участники спускаются к подножию, где и начинаются состязания, пиршество и развлечения. Во время проведения Сурхарбана не только соревновались, но и играли в национальные игры, пели обрядовые песни, танцевали, угощали другдруга. Обязательно исполнялся традиционный темпераментный и ритмичный круговой танец «Ёхор», символизирующий единение всех племён бурятского народа.
Праздничные игры имеют мифологическую основу. Эрлик Кан (в тюркской и монгольской мифологиях Эрлик, Эрлэг, Эр-Каан, Ирлік-хан, Ирлік ) – владыка подземного мира. В описании места обитания дочерей Эрлика упоминаются игрища, игрищами же называются и препятствия на пути к владениям высшего правителя царства мёртвых – «черное игрище» (второе препятствие) и «игрище девяти ветров» (пятое препятствие), а духи в мифологическом эпосе сами играют в кости и карты или устраивают игры, отличающиеся особым неистовством и весёлостью.
Участниками спортивных состязаний Сурхарбана могли быть все мужчины без исключения, а женщинам позволялось на праздник приходить только незамужним. Замужние женщины по обычаю оставались дома.
Задолго до праздника начиналась подготовка к состязаниям. Покупали или шили новую одежду, готовила скакунов. На собраниях рода обсуждались условия проведения состязаний, призы победителям, назначалось место и время праздничного события. Призы бывали очень велики и достигали сотни, а иногда и тысячи голов скота. Праздник представлял одну из главных форм единения членов племени и рода друг с другом, и защиты занимаемой территории. Со временем состязания стали не только родовым обрядом жертвоприношения, но и своеобразным военным смотром, позволяющим отбирать лучших воинов, самых сильных борцов, метких лучников, ловких наездников для дружин ханов и нойонов.
Существует несколько предположений относительно происхождения названия праздника Сурхарбан.
По первой версии Сурхарбан является производным от слова «сур», означающее «мишень» для стрельбы из лука. Мишень делается из небольшого колышка, обмотанного тонкими кожаными ремнями и воткнутого в землю. Само состязание получило название «сур харбаан» или праздник стрельбы («стрельба в сур») – «сур харбаха».
По второй версии название праздника Суахарбан произошло от существовавшей у монголов магической игры «волк и тарбаганы», которая проводилась в начале лета и призвана была сопутствовать удаче в трудовой деятельности. По легенде в основе праздника лежит история о Тарбагане (тарбаган – монгольский (сибирский) сурок), который когда-то был человеком и метким стрелком. Однажды, повествует рассказ, на небе появились сразу три солнца. Стало очень жарко, трава начала выгорать, а люди испытывали страшные страдания. Меткий стрелок хотел сбить лишние светила и помочь людям, но промахнулся. Сгорая от стыда он отрезал себе большие пальцы, лишился человеческого облика и стал жить под землёй, превратившись в тарбагана.
По третьей версии праздник возник из древнего охотничьего обычая, носящего название «зэгэтэ-аба» – народная облава, коллективная облавная охота, охота на росомах (северные буряты) – яркий феномен кочевнической культуры народов Центральной Азии, сохранившийся в зафиксированном виде только у бурят.
На праздниках происходили три различного рода состязания.
Первое состязание – стрельба из лука в цель («эрхы хурганай хусэ туршаха» – испытание силы большого пальца).
Второе состязание – борьба борцов между собой («ээмэй хусэ туршаха» – испытание силы плеч).
Третье состязание – бег скакунов («хулэгэй хурданиие туршах» – испытание быстроты лошадей и ловкости наездников).
В назначенный день на праздник съезжалось до несколько тысяч человек: приезжали участники состязаний, родственники и гости из самых дальних улусов, торговцы с различными товарами. Каждый улус, род, племя старались выставить своих лучших борцов, мэргэнов (метких стрелков), самых резвых и выносливых коней, ловких наездников. Готовясь к соревнованиям участники постоянно тренировались сохраняя свою физическую форму, в стремлении одержать победу. Победа приносила не только честь роду и крупный приз, но и предоставляла победителю высокий статус. В XII-XIII веках, во времена правления Чингисхана и его потомков, победителей состязаний отбирали в личную свиту военачальников, князей и ханов или ставили во главу войсковых подразделений.
Самым любимым видом спортивных состязаний у бурят была и остается национальная борьба – «бухэ-барилдаан» (борьба силачей). Задолго до соревнований борцы начинают тренироваться под наблюдением тренеров, приводя себя в соответствующую спортивную форму. С приближением праздника борцы стремились укрепить свою силу, ели питательную пищу.
У бурят существовал обычай по которому богатые члены каждого рода поочередно кормили своего борца, шили ему специальную одежду для соревнований. В состязаниях каждый род выставлял своего лучшего борца. Борцы пытались повалить своего противника, а победителя соревнований приветствовали все члены рода. На празднике борьба начиналась с древнего обычая: из двух противоположных лагерей выступали два старца на середину полукруга, где они изображали процесс борьбы, показывая тем самым символический пример участникам смотра-соревнования.
Не меньшей популярностью, чем борьба пользовалась стрельба из лука. У бурят лук и стрелы были основным оружием охотника и воина, вплоть до XIX века. Меткая стрельба из лука – качество, высоко ценившееся и в мирное, и в военное время. Для бурят лук и стрелы – исконно древнейшее орудие производства и средство вооружения. Это доказывается многими письменными источниками и археологическими материалами. Бурятский лук относится к сложным орудиям и состоит из четырёх слоев. Предки бурят делали сложные луки с применением различных материалов: первый слой состоял из березы, с внутренней стороны использовался рог лося, изюбря или кость; поверх дерева с наружней стороны – сухожилия диких зверей или лошадей, конской кожи, а сверху – бересту. Считалось, что три первых слоя придают луку силу и дальнобойность, а береста защищает от сырости.
Березовая пластинка длиной 40-50 сантиметров, толщиной 7-9 миллиметров служила стержнем. На нее наклеивалось несколько слоев жильных волокон, толщина которых зависила от того, какой лук хотят сделать: сильный, средний или слабый. Стержень лука имел слегка изогнутые назад и утончающиеся с боков концы, которые, удлиняя стержень с обоих концов, делали лук более податливым, – в этом заключалась метательная сила лука. Стрелы разной формы изготовлялись из березы и имели деревянные, костяные или железные наконечники.
Состязания в стрельбе из лука у бурят носили военно-прикладной характер. Мужчины стремились научиться метко стрелять, чтобы успешно охотиться на зверей и быть готовыми к военным походам. Со временем стрельба из лука превратилась в спортивное соревнование и стала любимым народным развлечением. Каждому стрелку выдавалось по четыре стрелы, выпускаемых сериями (по две штуки). Участники состязаний делились на две партии, так как стрельба проводилась с двух сторон а сами соревнования начинались со стрельбы на дальней дистанции (самая дальняя дистанция – 50 луков). Место для стрельбы представляло собой обширный полукруг, образуемый зрителями. В середине полукруга устанавливалась мишень «сур». Каждый род выставлял свою мишень, а число мишеней равнялось числу участников состязаний. Стрелки старались попасть в цель первыми.
Конные скачки «Мори урилдаан» – третий вид состязаний Сурхарбана. В конных скачках участвовали 15-20 пар резвых ухоженных лошадей. Дистанция для бега устанавливалась от двух до четырех километров. Главная задача скачек – выявление самых быстроногих скакунов и самых ловких наездников. Наездниками были подростки в возрасте 12-14 лет. Лошадей к состязаниям готовили задолго до начала бегов. Существуют целые трактаты и неписаные правила о скачках по отбору и тренингу скакунов – имелась народная система подготовки лошадей к бегам, а хорошая слава о мастерах, умевших готовить (ладть) лошадей к бегам передавалась в народе.
На соревнованиях успех в конных скачках зависел не только от качества тренировки и физических данных лошади, но и от умения наездника. Гонки, протекавшие обычно в напряженной борьбе, собирали сотни, а иногда и тысячи зрителей, оживленно реагировавших на ход состязаний. Бегуна, прибежавшего первым, три раза проводили вокруг духэрика (полукруг из сидящих людей), а потом кто-нибудь из присутствующих пел песню-соло, посвященную хулэку (наезднику) – победителю: «Морин эрдэниин хулэг гэнээ!». Для лошади, пришедшей к финишу последней, также существовала особая хвала: «по ошибке и недогляду хозяина этого скакуна привязь его во время выдержки оказалась слишком короткой. Парнишка, который скакал на нем, был неопытным, а плетка в его руках слишком короткой. То холмы, то ямы на пути его попадались, препятствия то и дело его задерживали. Хотя он резво начал бег, приплелся последним, словно телега, запряженная быками. Хотя в этом году его величают «богатым желудком», на будущий год быть ему первым, первым из тьмы!».
В советское время Сурхарбан стал национальным праздником бурят, который проводился в масштабах всей республики, в нем принимали участие представители всех районов. Во время праздничного мероприятия устраивались народные гуляния, смотры победителей самодеятельных народных и художественных коллективов.
В настоящее время Наадан Сурхарбан – это не только часть национальных традиций и свидетельство возрождения материальной и духовной культуры бурятского народа, эго еще и ежегодное общественное мероприятие, носящее спортивный характер, а также праздник, объединяющий все национальности, проживающие на территории Бурятии. Праздник проводится во всех районах республики, после чего реализуется главное зрелищное и культурное событие в столице Бурятии – городе Улан-Удэ на республиканском ипподроме. Кроме традиционных видов состязаний проводятся другие спортивные игры (гиревой спорт, шахматы «Шатар», разбивание хребтовой кости «hээр шаалган (Сээр хухалха)», игра в кости «Шагай наадан» и др.), выступления фольклорных ансамблей, по периметру поля располагаются юрты, в которых представители разных районов демонстрируют свою продукцию и угощают гостей. Обязательным атрибутом современного бурятского Сурхарбана стала торжественная церемония открытия с парадом ветеранов спорта, заслуженных работников, тренеров и мастеров спорта СССР и России, команд участниц МО РБ.
#бурятия #народыроссии #культурноенаследие #праздник