Найти в Дзене
Рассказы о Петербурге

Салон Трубецкой на Чайковского 29/2

«Маленького роста, блондинка, не красавица, но хорошо сложенная, похожая на маркизу эпохи Людовика XV, хорошо одаренная, образованная, с большим умом, пикантная и оригинальная…» Так писал современник о Елизавете (Lison, как ее обычно звали) Трубецкой. Отец ее – князь Эспер Белосельский-Белозерский, потомок древнего рода, ведущего историю еще от Рюрика. Товарищ Михаила Лермонтова по лейб-гвардии гусарскому полку. Брат княгини Зинаиды Волконской. Привлекался к следствию по делу декабристов, но был оправдан, поскольку непосредственно в тайных обществах не состоял. Мать – Елена Павловна Бибикова, падчерица всесильного Бенкендорфа, фрейлина и подруга императрицы Марии Федоровны. Брак ее родителей счастливым не был. Елена Павловна, по словам современников, мужа своего презирала. После его смерти вышла замуж за археолога и нумизмата князя Василия Викторовича Кочубея.
Елизавета некоторое время жила в Париже, где держала политический салон и была неофициальной агенткой русской дипломатии. Её

«Маленького роста, блондинка, не красавица, но хорошо сложенная, похожая на маркизу эпохи Людовика XV, хорошо одаренная, образованная, с большим умом, пикантная и оригинальная…» Так писал современник о Елизавете (Lison, как ее обычно звали) Трубецкой.

Портрет молодой Елизаветы Трубецкой работы Ф. К. Винтерхальтера (1859) (взят из Интернета)
Портрет молодой Елизаветы Трубецкой работы Ф. К. Винтерхальтера (1859) (взят из Интернета)

Отец ее – князь Эспер Белосельский-Белозерский, потомок древнего рода, ведущего историю еще от Рюрика. Товарищ Михаила Лермонтова по лейб-гвардии гусарскому полку. Брат княгини Зинаиды Волконской. Привлекался к следствию по делу декабристов, но был оправдан, поскольку непосредственно в тайных обществах не состоял. Мать – Елена Павловна Бибикова, падчерица всесильного Бенкендорфа, фрейлина и подруга императрицы Марии Федоровны.

Брак ее родителей счастливым не был. Елена Павловна, по словам современников, мужа своего презирала. После его смерти вышла замуж за археолога и нумизмата князя Василия Викторовича Кочубея.

Елизавета некоторое время жила в Париже, где держала политический салон и была неофициальной агенткой русской дипломатии. Её муж, Петр Никитич Трубецкой, купил
дом Ганнибалов в 1855 году. К слову, Петр Никитич приходился племянником декабристу Сергею Петровичу Трубецкому.

Особняк Ганнибалов-Трубецких-Нарышкиных, Чайковского, 29/2
Особняк Ганнибалов-Трубецких-Нарышкиных, Чайковского, 29/2

Дом был перестроен для новых владельцев архитектором Геральдом Боссе, который спроектировал и построил в Петербурге много известных особняков.

Парадная лестница особняка Ганнибалов-Трубецких-Нарышкиных
Парадная лестница особняка Ганнибалов-Трубецких-Нарышкиных

Как говорил о супругах Трубецких князь П.В. Долгоруков: «Князь Петр Никитич Трубецкой не имеет ни ума, ни дара слова, но «выйдя замуж» за богатую княжну, он состоит под ее опекой; она, крошечная ростом, но исполин честолюбием, непременно хочет играть роль, и цель ее – иметь в Петербурге влиятельный политический салон».

Что ж, в какой-то мере ей это удалось. В 60-е годы 19-го века дом Трубецких на Сергиевской (ныне Чайковского) считался если не центром политического влияния, то центром политических сплетен. Здесь постоянно бывали иностранные дипломаты и российские политические деятели, вплоть до министров.

О ее салоне так писал секретарь английского посольства Румбольд: «Политические сплетни для каждого дипломата главное кушанье, а в салоне Трубецкой сосредоточивались наисвежайшие слухи».

Кстати, женская часть особняка Ганнибалов-Трубецких-Нарышкиных сохранилась именно со времен Елизаветы Трубецкой. Здесь все сделано по ее вкусу. В стиле рококо.

В этом особняке был найден крупнейший клад начала 21-го века. Но о нем позже...

#дворцыиособнякисанкт-петербурга #старинныеособняки #особняктрубецких #туризмипутешествия #санкт-петербург #старинныедома #история #историяпетербурга