Найти тему
Журнал МОСТ

Зачем художники создают работы из мусора? Рассказываем об итальянском стиле arte povera

Термин «Арте повера» в переводе с итальянского означает бедное искусство. Особенность этого течения заключается в том, что художники создают инсталляции из мусора: земли, угля, песка, старой ненужной утвари и одежды. Рассказываем, почему они это делают и чем примечательны работы Пистолетто, Кунеллиса и Боэтти.

История возникновения и принципы течения

В конце XX века Италия стремительно превращалась в развитое индустриальное государство. Но людей волновали социальные проблемы, например неравенство и устаревшая система образования. В 1960-х годах рабочие и студенты устраивали ожесточенные протесты и забастовки, на фоне которых и развивалось «бедное искусство».

Термин «Арте повера» ввел художественный критик Джермано Челант. Авангардное течение объединило художников из Рима, Турина, Милана и Генуи. Они не восхищались техническим прогрессом, в отличии от футуристов, а искали поэтику в обыденных вещах. Они боролись с капитализмом, с тем самым «красивым искусством», которое и «сбрасывали с парохода современности».

Последователи течения обращались к взаимодействию индустрии и природы. Они создавали инсталляции из мусора: мешков с углем, свечей, древесины, обуви, посуды. Эти старые и бессмысленные вещи символизировали эфемерность искусства, его неуловимость и бессмысленность.

Микеланджело Пистолетто, «Венера в лохмотьях»

Пластиковая «статуя» Венеры Милосской от Микеланджело Пистолетто — это самое известное произведение в течении арте повера. Богиня красоты в исполнении итальянского художника выглядит задумчивой, она отворачивается от зрителя и будто бы смотрит на кучу пестрого грязного белья. На десятки старых брюк, рваных кофт, ситцевых шарфов, заношенных юбок.

-2

Пистолетто иронизирует над современной массовой культурой, обращаясь к античности. Он показывает контраст между вечными возвышенными ценностями, которые олицетворяет Венера, и ненужными вещами. Сопоставляя несопоставимое, Микеланджело Пистолетто снижает ценность искусства. Мировые шедевры в его глазах — это отнюдь не предметы коллекционирования и восхищения. Художник выразил протест против массового потребления.

Пистолето создал несколько копий этой работы. Позже он выполнил Венеру из гипса и из греческого мрамора с позолотой. На выставке в Сан-Франциско в 1980 году пластиковую фигуру заменили живой моделью.

«Венера, пришедшая из прошлого, является синонимом красоты и надежды, дает жизнь самим этим лохмотьям, перерождая их», — говорит художник.

Яннис Кунеллис, «12 живых лошадей»

Другой итальянский художник Яннис Кунеллис создавал необычные инсталляции из древесины, веревок, мяса, угля, металла. В 1968 году он пошел еще дальше: загнал в римскую галерею L’Attico дюжину лошадей, разместил их по периметру пространства. Каждое животное привязали к стойлу, постелили сено и покормили. Такую инсталляцию Кунеллис назвал «12 живых лошадей». Автор показал, что искусство — это не технически изготовленный предмет. Даже лошади могут быть настоящими скульптурами. Они будто бы вдохнули жизнь в это холодное пространство и превратили его в лабиринт.

Кунеллис визуализировал диалог между животным и человеком, показал его близость. Несмотря на то, что зрители удивились, насколько дерзко художник нарушил границы между природой и культурой, они наслаждались красотой лошадей и задумывались об их роли в истории. В одном из интервью Кунеллис сказал, что его такая художественная инсталляция основывалась на принципах театра, но он не считает ее перформансом и сенсацией. Живых лошадей, по его словам, уже выставляли в Риме в 1969 году в течение 15 дней.

-3

«Когда такая выставка, как эта, заканчивается, остается только воспоминание. Это так же, как на представлении в театре. И это было целью моей “свободной” работы», — делится он.

Зритель может уловить и экономический подтекст инсталляции. Кунеллис показал, что народное хозяйство Италии напрямую зависит от состояния сельскохозяйственной промышленности — нельзя отказаться от натурального продукта в пользу технически созданного. Эта мысль вновь отражает идею течения арте повера.

Алигьеро Боэтти, «Тысяча самых длинных рек мира»

Итальянский художник-концептуалист Алигьеро Боэтти так же, как и Пистолетто и Кунелис, использовал в творчестве непривычные для зрителя материалы. Например, металл, ткань, картон. Боэтти обращался к теме путешествий, взаимосвязи пространства и времени.

В 1970-е годы художник жил в Афганистане, где создал известную работу в художественном течении арта повера — «Тысяча самых длинных рек мира». Он выписал их названия — это и был некий эскиз полотна. Боэтти создавал его вместе со своей женой Аннмари. Они вместе изучали энциклопедии и научные труды, переписывались с учеными со всего мира.

Чтобы воплотить задумку, Боэтти обратился к  ремесленниками с просьбой соткать ковер темно-болотного цвета. Алигьеро не умел вышивать, но восхищался этим талантом у других. Роль творца он видел в ином. Боэтти дорожил сотрудничеством с ремесленниками из Афганистана. Такой тандем, по его мнению, воплощает единство времен, мыслей и духа.

-4

Итальянский художник показал, что воду нельзя измерить, потому что это — слишком свободная стихия. В 1976 году самой длинной рекой был Нил, сейчас — Амазонка. Боэтти хотел запечатлеть «историю мира» при помощи эфемерной техники вышивки — она очень точно символизирует неуловимый меняющийся мир.

Конец «бедного искусства»

К середине 1970-х арте повера перестало существовать как единое течение. Творчество художников становилось разным: как по стилю, так и по идее. Несмотря на это, «Бедное искусство» повлияло на последующие художественные направления — минимализм, концептуализм, искусство перформанса и лэнд-арт.

Арте повера стало движением, отрицающим величие мировой культуры. Самобытные новаторские приемы и промышленные нехудожественные материалы будто бросали вызов итальянскому обществу 1960-х годов. Художники дерзко обращались к чувствам людей и к природе, критиковали научно-технический прогресс и материалистическое отношение к искусству. Они освободили творчество от ограничений формы и пространства.