Вы никогда не задумывались, почему все героини главных романов Достоевского трагические красавицы? Может так своеобразно воплотилась его мечта о святой женщине-спасительнице? Ведь недаром современники в один голос вспоминают, как был поражен писатель в Дрезденской галерее величием неземной красоты Сикстинской Мадонны Рафаэля Санти. Литография картины висела в его кабинете до самой смерти. Мадонна успокаивала и выслушивала доверительные размышления, впрочем, нет, не Мадонна, а юная жена Анна Григорьевна Сниткина. Именно в ней он увидел духовную красоту и силу, которую возвеличивал в романах на равных с красотой телесной.
В реальной жизни молодому писателю с женским полом не везло. После каторги в Семипалатинске он влюбился в замужнюю даму, дождался смерти ее мужа и решился на брак. Семь лет несчастливой жизни с обыкновенной мещанкой Марией Исаевой ничему не научили. Но он не мог без мечты, каких мучений ему стоила погоня за экстравагантной литературной подругой Апполинарией Сусловой и отставка на глазах соперника, наверное, не знает никто. При всем любовном энтузиазме Федор Михайлович и в возрасте за сорок не был готов остепениться - искал мечту. И случай представился.
Больше российской словесности так никогда не везло
По жизни Достоевский был вечно в долгах, помните молодого писателя в романе «Униженные и оскорбленные», который не имея за душой ни копейки, бросался помогать другим? Это вечный прототип доброты и неудачника в любви, причем, преданного своему кумиру, несмотря ни на что. Писателя судьба случайно свела с молодой и неискушенной двадцатилетней девушкой, он старался спастись от краха по кабальному договору в издательстве и попросил найти грамотную стенографистку. На самом деле Анна Григорьевна Сниткина не только стала его любовью на всю оставшуюся жизнь, но и заняла в русской литературе завидное место иконы любви и верности. Нет, она не претендовала на роль праведницы, но со временем не только стенографировала, но и со всем пылом спорила и даже раскрывала секреты чисто женской психологии.
Если вы внимательно прочитаете ее книгу «Воспоминания», то сделаете вывод, что она идеализирует своего Феденьку. А как иначе прожить совместную жизнь с эмоционально неадекватным человеком, тяжелым эпилептиком, игроком, который замкнут на творчестве. Именно так – считать его иконой, а при иконе всегда – свеча. Желательно с ровным светом. Он так ее и воспринимал – «Милый бесценный ангел», «сокровище мое, тебя мне послал Бог», «тихий, кроткий ангел, люби меня», «обнимаю крепко, люблю беспредельно».
Их «роман – стенограмма» начался 4 октября 1866 года и закончился только со смертью жены Достоевского. После его скоропостижной кончины ей было всего 35 лет, и она сделала все необходимое для сохранения памяти гения. Она не скоро вышла из его тени, многое переносила, скрепя сердце, но всегда утешала, как в известной истории в Баден-Бадене, где глава семьи проигрался до нитки. Вернувшись домой (снятую и неоплаченную квартиру), он просит сдать в заклад обручальные кольца и другие драгоценности. Анна носила сдавать и свою одежду, выпрашивала в долг продукты в лавке, готовила еду дома. Откуда брала смирение, когда супруг раздражался, кричал, обвинял, не знаю, зато понятно, как появился в 1868 году на свет роман «Игрок». Прототип искать было не надо, все проверено на себе и муках своих близких. Вот таким получилось свадебное путешествие четы Достоевских за границу, правда, в заключение писатель исполнил свое обещание жене и прекратил играть в рулетку. Нравственные мучения сокрушали больше всего, он видел, как стойко юная девочка совершает невозможный подвиг. Окружавшие супругов люди видели в ней то жертву, то диктатора, но семейной тайны, скорее всего, не раскрыл никто.
Достойная жена и мать
На самом деле не все было так беспросветно и жестоко, в Дрездене жизнь вошла в спокойное русло, они гуляли по городу-саду, ходили в музеи, чаще всего в галерею, где выставлены картины великих художников мира, слушали концерты, посещали библиотеку. За границей их ждал счастливый миг – рождение дочери и великое несчастье –ее неожиданная смерть. Федор Михайлович эту утрату воспринял трагически, Анна Григорьевна тоскует, плачет и… успокаивает мужа. Оказывает помощь при эпилептических припадках, молится страстно, чтобы не умер. И снова ждет ребенка, дочь Любу они привезли в Россию из Женевы. Знала она и о другом «ребенке"- -замысле романа «Идиот» с замечательной красавицей и умницей Настасьей Филипповной, о чем писатель рассказывал всегда с интригой в голосе.
После четырех лет бесконечного путешествия Анна Григорьевна в Россию вернулась другой женщиной, ей удалось побороть сомнения, научиться великому терпению и доказать свою верность и мудрость. Она стала любящей матерью и для мужа, и для двоих детей. Наконец решительно взялась за организацию издательских и финансовых дел, пресекая всякие долги и задержки в оплате. Впрочем, недостаток денег всегда их преследовал, и Анечка, вступаясь за мужа, правдиво писала, что Федор Михайлович был озабочен думами о хлебе насущном, о средствах к существованию. Предлагая свой труд журналам, он всегда получал меньше других обеспеченных писателей».
И она сражалась за справедливость без всякой кротости. Когда уезжала с детьми на дачу, требовала постоянных отчетов. Муж отвечал заботливыми письмами – «Видеть вас для меня самая жгучая потребность, береги детей, сделай для них как-нибудь праздник», «пиши почаще и в подробностях, твоими письмами я любуюсь и читаю их с наслаждением, все дельно и толково, есть тонкость чувства», «голубчик, я ни одной женщины не знаю равной тебе». В ответ также получал письма любви – Дорогой мой Федечка, прошу Бога, чтобы ты поправился быстрее. Прошу тебя не торопись с работой, план сам явится, я помню, как было с «Идиотом» и «Бесами». Советы даю от всего сердца, я твоя большая почитательница, и мне было бы больно за неудачу. Целую и обнимаю тебя миллионы раз и люблю бесконечно». Как всегда при расставании они писали друг другу почти каждый день.
28 января 1881 года в ореоле славы Федор Михайлович Достоевский ушел в мир иной. Где же место Анны Григорьевны? Не сомневаясь скажу, что в жизни рядом, а в романах - близко к сердцу. По большому счету самым идеальным женским образом можно назвать Наташу в романе «Униженные и оскорбленные». Ему дорог образ страдающей от безмерной любви женщины, но более всего он выделяет ее ум и проницательность психологии близкого человека (иногда кажется, что она знает его лучше себя). Такой умницей находит писатель и свою верную жену. И поэтому долгий поиск красавиц завершен (сам признавался, что никогда ей не изменял). Анна дорога ему, и не напрасно. Все оправдано совместной жизнью. Если вы скажете, что есть лукавство в подмене красоты духовностью, то Бог давно рассудил однозначно. Место Анны Григорьевны Сниткиной не у подножия гения, а рядом – на вершине мировой славы. В бессмертии.