Найти в Дзене

В нашу гавань не заходят корабли: как в Санкт-Петербурге тихо и незаметно умирает Морской вокзал

Всего 40 лет назад на берегу Гавани Васильевского острова в Санкт-Петербурге торжественно открыли новый морской вокзал города. Здание вышло очень харизматичным, а очертаниями явно напоминало здоровенный круизный лайнер. Вишенкой на торте стал здоровенный, 25-тонный шпиль, высота которого достигала 78 метров. Тогда казалось, что это новый глоток свободы, морской вокзал практически сразу после постройки начал обслуживать большие круизные корабли и паромы. Постоянными гостями гавани были паромы «Ильич» и «Константин Симонов», которые обслуживало Балтийское морское пароходство. Даже в 1990-е годы здание не простаивало - морское сообщение вполне себе функционировало, в порт, расположенный по соседству, постоянно приходили паромы с автомобилями и разными грузами. 2010-е годы сталм расцветом пассажирских перевозок Морвокзала - сюда зашла компания St.Peterline со своими красавцами-паромами "Принцесса Мария" и "Принцесса Анастасия", с помощью которых жители Петербурга легко и совсем недорого мо

Всего 40 лет назад на берегу Гавани Васильевского острова в Санкт-Петербурге торжественно открыли новый морской вокзал города. Здание вышло очень харизматичным, а очертаниями явно напоминало здоровенный круизный лайнер. Вишенкой на торте стал здоровенный, 25-тонный шпиль, высота которого достигала 78 метров.

Морской вокзал в 1983 году, автор фото - Фидель Кренев
Морской вокзал в 1983 году, автор фото - Фидель Кренев

Тогда казалось, что это новый глоток свободы, морской вокзал практически сразу после постройки начал обслуживать большие круизные корабли и паромы. Постоянными гостями гавани были паромы «Ильич» и «Константин Симонов», которые обслуживало Балтийское морское пароходство.

паром "Ильич" и Морской вокзал, середина 1980-х годов
паром "Ильич" и Морской вокзал, середина 1980-х годов

Даже в 1990-е годы здание не простаивало - морское сообщение вполне себе функционировало, в порт, расположенный по соседству, постоянно приходили паромы с автомобилями и разными грузами.

около Морского вокзала, год 1994
около Морского вокзала, год 1994

2010-е годы сталм расцветом пассажирских перевозок Морвокзала - сюда зашла компания St.Peterline со своими красавцами-паромами "Принцесса Мария" и "Принцесса Анастасия", с помощью которых жители Петербурга легко и совсем недорого могли совершить морской вояж в Прибалтику или Скандинавию.

"Принцесса Анастасия" и морской вокзал. Фото - Александр Коряков
"Принцесса Анастасия" и морской вокзал. Фото - Александр Коряков

А теперь - добро пожаловать в современность. Я зашёл в здание вокзала через центральный вход. Скучающий охранник жестом показал мне, что нужно пропустить фотоаппарат и рюкзак через рентген-аппарат и снова занялся просмотром видео в телефоне.

Морской вокзал, наши дни
Морской вокзал, наши дни

В центральном зале стояла почти гробовая тишина. Никаких паромов и кораблей сейчас здесь не швартуется, а единственными посетителями здания являются работники офисов, которые расположились внутри него.

-6

Расположились они, кстати, на месте гостиницы. Раньше в ней был смысл - а сейчас нет никакого. Некого принимать.

Да и само здание сейчас далеко не в лучшей форме. Часть центрального зала завешана портретом Петра Первого - судя по всему, там немного обвалилась плитка.

-7

С другой стороны - укрепляющая сетка превосходного зелёного цвета для лестницы и стен второго этажа - ну чтобы не упало на голову и не убило кого-нибудь часом.

-8

По фото видно, что в центральном зале находятся три этажа. Но всего в здании этажей семь - на последних трёх размещалась та самая гостиница и межрейсовая база моряков. Сейчас там офисы.

-9

В прошлом году появилась информация, что в 2022 году начнётся масштабная реконструкция морского вокзала и внутри него откроется отель сети Azimut. Но теперь всё изменилось и эти планы убраны далеко-далеко.

-10

Вот такой он, морской вокзал Санкт-Петербурга. Величественно прекрасный и практически никому не нужный. Стоял я на лестнице внутри него и думал: "Эх, братишка, надеюсь однажды к тебе вновь начнут приходить большие пассажирские суда и ты вспомнишь, что такое настоящая суета". А пока имеем то, что имеем.

забитая парковка у Морского вокзала, середина 1980-х годов
забитая парковка у Морского вокзала, середина 1980-х годов

Друзья, этот рассказ часть моей новой рубрики про самые красивые и интересные вокзалы России. Она выходит раз в две недели по пятницам. В предыдущих сериях были два прекрасных вокзала из Ивановской области, очень советую почитать и про них тоже ⬇️

Спасибо за внимание и до новых встреч!