Найти в Дзене
Симпличные условия

Что мы часто видим, часто выбираем и лучше оцениваем? Причем здесь ИКЕА?

Оглавление

Здравствуй и хорошей, товарищ!

На связи Тюрин Роман, это канал Симпличные условия, где о сложном говорится просто. Возьмем два факта: на канале находятся статьи о программировании, а я - программист. Если их ты приправишь некоторыми представлениями об этой профессии,то может сложиться впечатление, что ни о чем другом писать такие люди не могут.

Типичная жизнь программиста. Автор комикса: thewatt
Типичная жизнь программиста. Автор комикса: thewatt

Ты не поверишь. Это и есть тема статьи: когнитивные искажения. Они появляются из висящих в воздухе стереотипов и наших попыток объяснить мир. Мы наблюдаем и делаем выводы. Представь большой старый дом. Его разбитые и покосившиеся окна, щурясь от смертельном болезни, глядят на тебя. Потерявший местами цвет кирпич, выцветший фасад, облупленная краска, могильное спокойствие. И проходя мимо него, ты слышишь завывания внутри, а также лязгающий звук чего-то металлического. Что это за дом, скажи мне?

-3

Если твой ответ - дом с привидениями, то да, я взял картинку именно по этому запросу. Есть стереотип и утвердившееся мнение, что он выглядит так. Хотя дом может быть вообще без привидений. Просто заброшен. Ветер поднимает и опускает сломанную кухонную утварь. Там может поселиться собака и привести домой друзей. Много вариантов, кроме привидений, но ты увидел именно их. Это и есть когнитивное искажение.

"Про когнитивные искажения". Автор: studak555
"Про когнитивные искажения". Автор: studak555

"Когнитио" с латинского обозначает "познание", отсюда и выражение - "искажение познания". Замечаешь ли ты, что всё стараешься себе объяснить: внезапное молчание подруги, долгое отсутствие автобуса, сложное философское понятие, прокрастинацию, куда бежит кошка или улетают птицы и т.п. То, как ты это себе это объясняешь, зависит от образа жизни, стереотипов, принятых в обществе, твоего настроения, политических или моральных взглядов. Твои попытки объяснить и познать мир таким образом приводят иногда к каким-то нелогичным выборам и действиям, которые ученые систематизировали и назвали искажениями.

Феномен Баадера — Майнхоф

Также называется "иллюзия частотности". Но заметь, что с каждым произнесением официального названия - феномен Баадера-Майнхоф - чувство собственного достоинства и осознания интеллектуальности повышается. Ни Баадер, ни Майнхоф не в курсе, что их фамилиями что-то названо: они были немецкими террористами, про которых внезапно в 1994 году в американском городе Сент-Пол услышал один читатель, а затем за ним новости о немецких людях стали чаще слышать и десятки других жителей городка.

-5

Расскажу историю из жизни. Моя жена недавно увидела на стенде магазина надпись "Live Laugh Love". Спросила, как переводится. Я ответил: "Живи, смейся, люби". Объяснил также тонкости произношения последних двух слов. И ей очень понравилась эта фраза, она даже сказала, что это будет девизом ее жизни... И случилось невероятное. Она стала ее преследовать: на витрине, на стаканчике кофе, в хостеле, на футболках. Создалось впечатление, что эти слова ей кидает сама вселенная. На самом деле, случился феномен Баадера-Майнхоф (ну как звучит-то, а?).

-6

Здесь сработало то, что прознав про цитату, сознание моей жены стало весьма избирательно подмечать ее в жизни, игнорируя прочие надписи и рекламные плакаты. Это называется умным термином: селективное внимание (select - выбрать по англ.). Оно позволяет сознанию отбирать для обработки приоритетную информацию, откидывая всю ненужную.

Арнольд Цвики, исследователь феномена, выделил эту причину и добавил к ней еще одну: склонность к подтверждению своей точки зрения (еще одно когнитивное искажение). Ты пользуешься одной из ОС для смартфонов. Допустим, тебе нравится твоя. Но ты слышишь от другого человека, что она - плохая, шпионская, тебе даже факты приводят: не пользуйся этой ОС. И что? Пускай идет такой человек лесом со своими опровержениями и фактами, верно? Вот это и есть склонность к подтверждению своей точки зрения: мы отдаем предпочтение информации, которая соответствует нашей позиции в этом. Даже не всегда заботясь, истина ли это. Да и абсолютной истины не существует.

-7

И вот, отбирая информацию, которая соответствует твоему мировосприятию, и селективно фокусируясь на нужных вещах, ты пришел к этому феномену! Его часто используют в рекламе. Какой вопрос витает в воздухе, когда видишь девушку в красивом платье? "Оно новое?"? А что думает врач, когда к нему приходит еще один, как ему кажется, имитирующий коронавирус?

Феномен Баадера-Майнхоф можно умело использовать, если обладать дозой самовнушения. Надень хорошую стильную одежду, желательно шляпу тоже. Я слышал, что человеку с шляпой, на пути встречаются различные возможности. Попробуй это испытать.

Меньше - лучше

-8

Представь, что я дарю тебе пальто. И даже любезно говорю тебе его цену: 5000 рублей. Ты любезно благодаришь меня, но в голове отметишь: цены на пальто идут в диапазоне от 4200 до 65 300 (по данным Яндекс маркета на 31.07.2022). Я взял самое дешёвое. Оцени мой уровень щедрости. Где-то 4 из 5, я прав?

-9

А теперь забудь о пальто, и представь, что я подарил тебе шарф, стоимостью 4200. Ты прикидываешь, что шарфы начинаются от 230 рублей, и тот, что я дарю, явно не из дешевых... Ну как, достаточно щедро? Если не сравнивать эти два подарка напрямую, то ты, конечно, будешь считать лучшим подарком именно шарф.

Этот эксперимент проводил человек, хорошо бы смотревшийся программистом из-за своей фамилии - Кристофер Си. Он заметил, что ты предпочтешь маленькую тарелку, но полную мороженного, чем большую тарелку, но где чуть большее количество смотрится меньше. Маленький словарь - вместо большого в изношенной обложке.

Отличный лайфхак от переедания: кладите пищу в маленькую тарелку. Будет казаться, что она в избытке, чем в недостатке.
Отличный лайфхак от переедания: кладите пищу в маленькую тарелку. Будет казаться, что она в избытке, чем в недостатке.

Объясняя выводы Си простыми словами, человек руководствуется одним из трех несвязанных между собой принципов:

1. Он выберет то, что может оценить здесь и сейчас. Находясь в кафе, вы вынуждены брать то, что есть в меню.

2. Он выберет лучше, чем ничего. Бронзовые медалисты более счастливые чем серебряные. Первые могли не получить ничего. Вторые могли получить золото.

-11

3. Зачем сравнивать все варианты, когда ты и так сделал лучшую оценку из предложенных. Купил кухню в квартиру по той цене, что счел хорошей. Не изучая все места в городе (я сделал наоборот).

Надо сказать, что это когнитивное искажение неплохое: оно не дает нашему мозгу взорваться. Мы не учитываем кучу вариантов, а делаем выбор из того что есть, оцениваем подарки, не думая об альтернативах. Этого можно избежать, если при выборе тратить время на анализ рынка. Если при получении подарков, вы сравниваете их с своим виш-листом. Советую следовать только первому совету.

Эффект IKEA

-12

Хочу рассказать еще один факт из своей жизни. Он несерьезный, но житейский. В моей жизни было несколько компьютерных стульев. И существенное количество кухонных. Если ты меня спросишь, какой же из них мой самый любимый (если такое прилагательное применимо к хозяйственной вещи), то я тебе отвечу: тот, что я собрал сам. В детстве стулья были собраны не мной, кухонные шли единым монолитом.

И один стул был собран по деталям, к нему шел z-образный шестигранный ключ... и да, это стул из IKEA (светлой памяти этому магазину в России). Квинтэссенция эффекта состоит в том, что человек высоко оценивает то, что отчасти сделано своими руками.

Тот самый стул. Восседает кот Эшка.
Тот самый стул. Восседает кот Эшка.

Негативом от эффекта отдает, когда дело касается компаний (или программистов). Они настолько уверены, что их идея идеальна, что игнорируют остальные. Своя давно внедрена в компании, и не собирается уходить.

Эксперименты, в которых люди высоко оценивали то, к чему приложили руку сами (сборку мебели или сложение оригами), дали еще одно волшебство. Заключается оно в том, что эффект ИКЕА развеивается, если уничтожить творения или не завершить их. Поэтому чтобы не попасться на самозаблуждение: оставляй свои творения немного незавершенными.

-14

Как использовать знание об этом когнитивном искажении? Давай людям вокруг вас делать что-то самостоятельно, особенно детям. Эффект ИКЕА не заставит себя долго ждать.

-15

Ответь со мной на вопросы из заголовка. Из статьи ты узнал или узнала:

  • То, что часто видишь - это сознание включает эффект Баадера-Майнхоф
  • То, что часто выбираешь - это оптимальный вариант искажения "меньше-лучше"
  • То, что лучше оцениваешь - это то, к чему приложил руку (эффект ИКЕА).

Я смотрю на текст своей статьи и картинки в ней как на рукотворный шедевр. Ты тоже можешь написать свое творение, оставив комментарий под статьёй: пиши о своих мыслях или вопросах.

Я рад, что ты дочитал эту статью до конца. Ты - мой любимый читатель. Увидимся в тексте следующей статьи.

-16