Затерянный в глубине области Озерск туристы еще толком не распробовали. Регулярно сюда приезжают лишь любители сплава на байдарках. И действительно, Анграпа в районе Озерска очень живописна, к тому же тот, кто хоть раз в жизни взял весло и прошел на лодке несколько километров, свое увлечение не бросит. Однако бывший Даркемен интересен не только Анграпой и байдарками, сюда можно и нужно приехать, чтобы просто погулять и посмотреть местные красоты.
Про маслобойку и не только
Озерск удобно расположился среди невысоких холмов. Когда-то давно чуть ли не на каждой горке находилось укрепленное поселение.
- На территории города было три поселения, а на территории района - два десятка! - говорил мне в свое время озерский краевед Август Соловьев. - Наш район считается самым насыщенным местом в Европе по числу поселений людей каменного века. Здесь надо проводить археологические раскопки.
Сам город Даркемен, будущий Озерск, был основан сравнительно недавно - городские права он получил в начале XVIII века, по восточнопрусским меркам довольно поздно. Зато за свою трехсотлетнюю историю сумел сохранить немало достопримечательностей. Исторический центр пережил две мировые войны, и, когда войны были уже в прошлом, ему удалось более-менее сохранить себя. Огромная площадь (она была второй по величине в Восточной Пруссии), вымощенная гранитной брусчаткой, окружена, как 100 лет назад, красивыми немецкими зданиями, среди которых особо выделяется офис «Почты России» - благодаря живописной башенке.
Недалеко от площади расположена построенная в 1921 году в югендстиле вилла Вихерт. Раньше в ней располагался небольшой краеведческий музей, но впоследствии он переехал в другое место - бывший отель «Дрезденер Хоф», тоже, между прочим, весьма симпатичное здание. Кстати, посетить его можно совершенно бесплатно.
- Я с детства занимался коллекционированием, начинал с минералов, потом собирал марки, монеты, различные артефакты, связанные с довоенной историей Восточной Пруссии, - рассказывал основатель музея Август Соловьев.
Коллекция краеведа и послужила основой экспозиции. Сегодня в ней - старые фотографии и открытки, всевозможная посуда, довоенные орудия труда: например, уникальная маслобойка.
- В рабочем состоянии, взбивает масло за пять минут! - хвастался Соловьев.
Есть и экспонаты советского времени: к примеру, вещи первых переселенцев. В общем, скромно, но интересно.
Падающая башенка
Самое высокое здание Озерска - краснокирпичная кирха, построенная в неоготическом стиле в 1842 году. Эта старая церковь могла бы и должна была бы стать настоящей точкой притяжения для туристов.
- Смотрите, - говорили мне местные жители, - у нас есть своя Пизанская башня.
И правда, башенка со шпилем наклонилась так, что, казалось, вот-вот рухнет. Власти прекрасно понимали, что культовое сооружение нужно восстанавливать. Еще лет десять назад было решено превратить кирху в культурный центр. Но увы, красивое здание долгое время продолжало разрушаться. И в итоге руки дошли только до того, что кирху укрепили и законсервировали. Как говорится, до лучших времен. А «падающая башенка» до этих времен не доживет - семь лет назад она все-таки упала...
Не так печально сложилась судьба другого примечательного строения - здания мельницы, построенного в 1880 году. В советское и постсоветское время в нем размещались промышленные объекты (в частности, здесь выпускали свечи зажигания для автомобилей), но сейчас оно, к сожалению, пустует.
А в двух шагах - еще один очень интересный промышленный объект - старинная гидроэлектростанция. Ее запустили еще в конце XIX века, и она до сих пор работает - зажигает фонари на городских улицах. Кстати, первый фонарь в Восточной Пруссии засветился именно в Даркемене в 1886 году. Сейчас об этом событии напоминает памятник первому фонарю, установленный в 2006-м на средства жителей Дрездена.
Здесь был «прусский Версаль»
До войны недалеко от Озерска была еще одна очень впечатляющая достопримечательность - дворцовый комплекс Байнунен, который называли «прусским Версалем». Владелец имения Фриц фон Фаренхайд был большим любителем классического искусства. Пока его друзья и коллеги занимались охотой в соседней Роминтской пуще, он по крупицам собирал коллекцию античного искусства. Конечно, на подлинники Фидия и Лисиппа у прусского барона денег не было, но вот на отменного качества копии хватало. Фаренхайд построил настоящий дворец на окраине леса и насытил интерьеры репликами античных скульптур.
Увы, сегодня от прежнего великолепия остались сущие крохи - остатки нескольких зданий на берегу круглого пруда. Раритеты тоже, как правило, исчезли в неизвестном направлении. К счастью, не все. На один из шедевров калининградцы и сегодня могут полюбоваться - копия римской скульптуры Геркуланки украшает экспозицию Музея изобразительных искусств. Ее так и называют - Геркуланка из Байнунена.