Найти тему
КП - Новосибирск

Новосибирские ученые укрощают взрывы и наблюдают за пеной

    Заведующий лабораторией дифференциальных уравнений Института гидродинамики Александр Чупахин. Анастасия ФЕДОРЧЕНКО
Заведующий лабораторией дифференциальных уравнений Института гидродинамики Александр Чупахин. Анастасия ФЕДОРЧЕНКО

Институту гидродинамики имени М. А. Лаврентьева СО РАН, одному из ведущих научных центров в области механики, гидрогазодинамики и физики взрыва, исполнилось 65 лет. Ученые доказали, что взрывные процессы можно использовать не только на поле боя, но и в мирное время. Здесь проводят уникальные исследования, а станция института будет одной из главных в СКИФе - Сибирском кольцевом источнике фотонов.

МЕДИЦИНСКАЯ БИОМЕХАНИКА

Институт активно работает в направлении медицинской биомеханики. В сотрудничестве с клиникой Мешалкина (Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е. Н. Мешалкина) здесь создали уникальную систему эндоваскулярного (внутрисосудистого) мониторинга кровотока во время нейрохирургических операций, позволяющую получить данные о кровотоке, контролировать ход операции на сосудах головного мозга и значительно снизить риск послеоперационных осложнений. На основании мониторинга ученые строят математические модели, решая непростые медицинские задачи.

- Мы начали работу с нейрохирургами клиники Мешалкина по исследованию артериовенозной мальформации. Это аномальный сосудистый клубок между артериями и венами, из-за которого артериальное и венозное дерево соединяются сразу, минуя капиллярную сетку. Артериальная кровь с большой скоростью под давлением идет напрямую в вены, и большой объем крови до мозга попросту не доходит, нарушая его питание. Такую патологию лечат внутрисосудистой эмболизацией. Операция проводится без вскрытия черепной коробки: хирург попадает в мозг через бедренную артерию с помощью специального проводника. К дегенеративному участку мозга подводится эмболизат: клей, который закупоривает его и выключает из кровотока. Перед нами стояла задача выяснить, насколько полно можно проводить такую заклейку, чтобы после выключения из кровотока патологического узла от возросшей нагрузки не пострадали и не порвались соседние сосуды. На основании мониторинга мы построили математическую модель, которая предсказала порог заклейки. Оказалось, он равен 60 - 70%. Хирурги подтвердили, что после заклейки более половины патологического участка действительно начинался рискованный порог, и благодаря нашим исследованиям они поняли почему, - рассказал «Комсомольской правде» специалист в области медицинской биомеханики, гемодинамики головного мозга заведующий лабораторией дифференциальных уравнений Института гидродинамики Александр Чупахин.

А в Новосибирском федеральном центре нейрохирургии перед учеными института поставили другую задачу. Там при микрохирургических операциях на сосудах головного мозга со вскрытием черепной коробки устанавливают анастомозы - дополнительные сосуды. Анастомозы выключают зону мозга с аневризмой, чтобы исключить питание патологической ветки. Математическое моделирование помогло выяснить оптимальный угол, под которым лучше всего пришивать один сосуд к другому.

    Старший научный сотрудник лаборатории механики неупорядоченных сред Наталья Шмакова за работой в лаборатории. Анастасия ФЕДОРЧЕНКО
Старший научный сотрудник лаборатории механики неупорядоченных сред Наталья Шмакова за работой в лаборатории. Анастасия ФЕДОРЧЕНКО

МЕХАНИКА МНОГОФАЗНЫХ СРЕД И ВНУТРЕННИЕ ВОЛНЫ В ОКЕАНЕ

Старший научный сотрудник лаборатории механики неупорядоченных сред Наталья Шмакова изучает в Институте гидродинамики пену и внутренние волны.

Оказывается, движение пены аналогично лавинному течению. Как показывают исследования, статистика поведения движения фронта пены схожа с распространением трещин и движением лавин.

- Что интересного в самой пене? В покое она ведет себя как твердое тело, а при воздействии напряжения начинает двигаться, течь. Пену можно использовать для создания различных материалов, она уже активно применяется во множестве отраслей. Например, при добыче нефти в засушливых районах при разрыве нефтеносного пласта можно использовать пену: в ней больше воздуха, чем воды. Пока не существует никакой численной модели и теории, описывающей течение пены, поэтому мы занимаемся модельными экспериментами, которые помогают в изучении ее основных свойств, - объяснила Наталья Шмакова.

Второе направление работы Натальи - внутренние волны, которые возникают в океане. Это естественный процесс, зарождающийся в результате взаимодействия приливов с любой неровностью океанического дна. Аналогичные волны возникают в атмосфере, только называются уже подветренными.

На установке по моделированию внутренних волн Наталья Шмакова изучает их поведение: работает с различными геометриями экспериментального бассейна и генераторами волны. Понимание всех механизмов работы внутренних волн в океане важно для построения климатических моделей, а также для судоходства и для безопасности авиаперелетов.

    Ведущий научный сотрудник лаборатории физики взрыва Института гидродинамики Константин Тен. Фото: Личный архив
Ведущий научный сотрудник лаборатории физики взрыва Института гидродинамики Константин Тен. Фото: Личный архив

РАБОТА В СКИФЕ

В Кольцово активно строится новый источник синхротронного излучения СКИФ - Сибирский кольцевой источник фотонов, который, по задумке ученых, станет огромным электронным микроскопом. Одной из станций первой очереди будет станция быстропротекающих процессов Института гидродинамики.

- Основное направление нашей работы - исследование быстрых процессов, длящихся меньше одной микросекунды. Самые быстрые процессы - это взрывы. За время взрыва мы фиксируем рост давления, спад, распределение плотности, скоростей и так далее. Раньше для этого использовали рентгеновский аппарат: он просвечивает все насквозь и не меняет параметры самого процесса. В ускорителе электроны летают со скоростью света, и мы впервые предложили использовать его в качестве рентгеновского аппарата, потому что он просвечивает все насквозь и делает это очень быстро, - уточнил ведущий научный сотрудник лаборатории физики взрыва Института гидродинамики Константин Тен. - Раньше мы работали только со взрывчатыми веществами. Теперь перешли от них к сплошной среде, чтобы изучать различные материалы и строить их уравнения состояния. В СКИФе можно будет исследовать разные вещества, потому что наша установка будет производить ударные волны разной интенсивности всеми возможными способами.

    В СКИФе одной из самых главных будет установка Института гидродинамики. Фото: inp.nsk.su
В СКИФе одной из самых главных будет установка Института гидродинамики. Фото: inp.nsk.su

Станцию Института гидродинамики в СКИФе хотят сделать доступной для работы других ученых. Установка будет работать круглосуточно на выделенном 100-метровом канале в отдельном здании. Для работы уже набрали команды из других городов, задача - создать 5 - 7 групп со всей России. По словам Константина Тена, подобных установок в ближайшее время не будет нигде в мире.

В программе развития Института гидродинамики создание новых лабораторий, обновление научного оборудования, развитие наставничества, омоложение кадров. И конечно же, новые исследования, которые помогут оставаться лидерами по направлению гидро-, аэродинамики, микромеханики и будут приносить пользу обществу.