В Удмуртии второй год подряд массово гибнут пчелы. И снова ситуация связана с обработкой полей пестицидами. Пасечники рассказали «Комсомолке», какие убытки они понесли и как они пытаются призвать колхоз к ответственности.
Обработали и не предупредили
Руслан Григорьев держит пасеку в деревне Верхняя Тойма Алнашского района республики. Долго время мужчина работал фермером, а в прошлом году вместе с семьей решил приобрести 15 ульев. Недавно оформили документы на землю, и уже в процессе был паспорт на насекомых, но вечером 5 июля все усилия пошли прахом.
«Вечером обнаружили, что пчелы в ульях не пускают тех, кто летел с полей, - кусали их, драки... Уже тогда возвращались с полей с другим запахом, и «домой» их из-за этого не пускали. В тот же день 90 % пчел погибли», - говорит Руслан.
Поначалу мужчина не понял, что произошло, - начал обзванивать более опытных пчеловодов. Они пояснили, что такое бывает после обработки полей пестицидами. Связались с трактористами - те подтвердили, что на рапсовых полях проводили обработку.
«Главное, что они никого не предупредили, а они по закону должны объявления в СМИ давать. Хоть бы позвонили пчеловодам, все равно мы друг с другом общаемся. Агроном сказала: «Мы в последнее время запарились с работой и забыли про это». Но ведь нет в законодательстве такого понятия - «запарились»! Теперь паримся мы», - делится эмоциями Руслан.
По закону уведомления об обработке вывешивают за неделю до обработки. После этого пчеловоды должны вывезти ульи за 7 км на резервный участок. И не у каждого пасечника он еще есть. У Руслана имеется, и ему бы хватило на перевозку одной ночи. Днем этого делать нельзя: все пчелы должны спать дома во время процесса. Вот только никто не знал об обработке.
По словам пасечника, использовали сильное вещество под названием «Альфа-ципи». Оно, по мнению пчеловода, действует не только на пчел, но и на человека.
«Я сам бывший фермер. Общался с агрономом - почему столь высокий класс опасности яда. Сказала, что посоветовали», - возмущается Руслан.
Дорогие анализы
Как раз на этой неделе Руслан собирался собирать первый мед. Но все безнадежно испорчено - продавать такое нельзя. Погибло уже 90 % пчел, но вымрут все, маток не осталось.
Конечно, пасечники пытаются бороться за справедливость. Руслан вызвал специалистов Россельхознадзора и ветстанцию. Но они за последние несколько дней добрались только до второй деревни - а пострадавших гораздо больше.
Чтобы добиться компенсации, нужны анализы почвы. Отправлять их нужно в ближайшую лицензированную лабораторию в Саратове. Анализы стоят 5 тысяч рублей, оплачивать их никто не будет. Руслан не видит в этом смысла - все равно в жару яд разлагается моментально, и ничего доказать не получится. Проблему осложняет то, что у многих, в том числе и у Руслана, нет паспорта на пчел.
«Куда обращаться? Мы должны подать заявление в полицию. Там сказали, что по указу президента предприятия не проверяют и не штрафуют. В прокуратуру должен Россельхознадзор обратиться. Но они объяснили, что по той же причине в 95 % случаев откажут в проверках. Мы со своей бедой остаемся сами по себе. Безвыходная ситуация», - делится переживаниями Руслан.
Пчелы - в буквальном смысле кормильцы семьи. У Руслана четверо детей от полутора до 11 лет. Как сейчас выживать - вопрос открытый. Жаль и потраченных на новое дело средств, на открытие которого понадобились немалые вложения. Одна пчелосемья стоит до 5 тысяч рублей, б/у улей - до 6 тысяч, рамки - 4 тысячи.
Ведется расследование
Дозвониться до колхоза, который обвиняют в обработке рапсовых полей без предупреждения, «Комсомолка» не смогла. Если предприятие пожелает прокомментировать ситуацию после выхода текста, мы готовы дать такую возможность.
О происшествии рассказала в своих соцсетях зампредседателя правительства Удмуртии Ольга Абрамова. Она попросила руководителей территориальных органов взять ситуацию на контроль.
«Для тех, кто обрабатывает поля, - вспомните, что Вы не одни! И пчелы вносят свой вклад в Ваш урожай!» - обратилась Ольга Абрамова к предпринимателям.
Пчеловодам она порекомендовала обратиться в ветстанцию и сдать пробы в лабораторию на анализы, чтобы можно было возместить ущерб. Она подчеркнула, что идет расследование ситуации и пчеловодов не оставят с проблемой один на один.