Найти в Дзене

Художник Милорадович и его светлая пасхальная радость

В собрании Государственного музея истории религии имеется несколько картин художника конца XIX – начала XX вв. С.Д. Милорадовича (1851 - 1943). Он прожил долгую жизнь, основная творческая деятельность пришлась на дореволюционный период, когда он приобрёл известность своими полотнами на исторические и церковно-бытовые сюжеты.

Сергей Дмитриевич Милорадович происходил из семьи сельского дьякона из Подмосковья. Семья, все родственники были потомственными священниками. Он рано осиротел – в 7 лет потерял мать, в 8 лет и отца. Рос у родственников и пошёл по привычному пути – закончил Московское духовное училище, затем семинарию. А вот дальше ломает семейную традицию. Сразу после окончания семинарии поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это были 1870-е годы, его учителями стали видные художники-передвижники Перов, Саврасов, Прянишников. В дальнейшем Милорадович жил в Москве, преподавал в родном училище.

Ещё во время обучения Перов посоветовал молодому художнику работать, в первую очередь, с церковной темой – Милорадович и родом из церковной среды, и обучался в семинарии, и вращался в среде церковников и священнослужителей. Перов рекомендовал работать в типичной манере передвижников – неприукрашенный церковный быт, повседневность, среда. Но Милорадович расширил эти границы – стал работать не только с темой церковной, но и с церковной историей. В итоге наследие Милорадовича это две группы работ: исторические сюжеты и сцены из церковного быта.

Среди первых – картины «Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг», «Оборона Троице-Сергиевой лавры», «Путешествие протопопа Аввакума по Сибири», «Патриарх Гермоген в темнице» и другие. Это крупноформатные полотна, с многофигурными сложными композициями.

С.Д. Милорадович. Путешествие протопопа Аввакума по Сибири. 1898 г.  Холст, масло. 124,5×169,5 см. Собрание Государственного музея истории религии
С.Д. Милорадович. Путешествие протопопа Аввакума по Сибири. 1898 г. Холст, масло. 124,5×169,5 см. Собрание Государственного музея истории религии

Вторая часть наследия Милорадовича – изображение церковной повседневной жизни. Это работы небольшого размера, камерные, без сложных сюжетов, персонажи часто изображаются в интерьере храмов. Типичные сцены под названием «Перед исповедью», «Крестины», «Подготовка к Пасхе». Вот к этой группе относится и картина «Крестный ход на Пасху». Она датирована 1916 г.

С.Д. Милорадович. Крестный ход на Пасху. 1916 г. Холст, масло. 49×73 см. Собрание Государственного музея истории религии
С.Д. Милорадович. Крестный ход на Пасху. 1916 г. Холст, масло. 49×73 см. Собрание Государственного музея истории религии

По сути, эта картина – черта под основным периодом творчества художника. На момент революции ему было уже 66 лет. Некоторое время после революции Милорадович продолжал работать, преподавал, выставлялся на последних Передвижных выставках в 1920-х годах. Однако возраст брал своё, писал всё меньше и меньше. Тем не менее даже уже в 80 с лишним лет он писал. Скончался Милорадович в Москве в феврале 1943 г. – ему было 92 года.

Незадолго до смерти у художника были приобретены пару десятков работ для государственных музеев. Данная картина была приобретена у самого автора в 1941 г. для Центрального Антирелигиозного музея в Москве, откуда затем попала в Музей истории религии.

Крестные ходы – популярный сюжет в русском искусстве. Сам крестный ход как вид торжествующей церкви порождал парадно официозные изображения. А с другой стороны позволял демократическим художникам-передвижникам работать на контрасте – сталкивать высшее церковное торжество и несовершенный земной быт. Отсюда острокритические изображения крестных ходов у передвижников, где рядом с хоругвями пасхальной победы Христа над смертью мы видим земные пороки, грязь, мелочность, пьянство, продажность, грубость, безнадёжность и т. д.

У Милорадовича тоже была картина с близкой трактовкой, в типично передвижнической манере – с едкой иронией и «бичеванием пороков» – «Делёж на Пасху» (другое название «Делёжка пасхального собора») 1888 г.

С.Д. Милорадович. Делёж на Пасху. 1888 г. Холст, масло. 46×59 см.  Собрание Государственного музея истории религии
С.Д. Милорадович. Делёж на Пасху. 1888 г. Холст, масло. 46×59 см. Собрание Государственного музея истории религии

Но в картине «Крестный ход на Пасху» мы видим иное – тихое, светлое, лирическое настроение. Крупно даны фигуры монахинь – образы чистые, непорочные. Однако, Милорадович, кажется, нисколько не идеализирует, а выхватывает фрагмент, кусочек из обширной сцены, который его вдохновляет. Очень может быть, что если бы художник отошёл на десять шагов назад мы бы увидели картину иную, близкую к картинам его учителей Перова, Прянишникова, других передвижников. Но художник хочет видеть именно это и только это. Может быть, он пытается найти опору, надежду в преддверии Смуты – ведь на дворе 1916 год.