Найти в Дзене
DAITOGRAM

Самое важное оружие самурая (не меч)

Содзюцу (яридзюцу) или «искусство копья» - очень древнее искусство. Японию когда-то называли "страной тысячи прекрасных алебард", а наступающие армии Сингэна Такэды описывали как "море копий, покрывающее землю с востока на запад".

Копье было обычным оружием асигару (пехотинцев), но высокопоставленным хатамото это оружие было отнюдь не чуждо. Копье также является частью старых мифологических сказаний и героических легенд древней Японии, было и остается частью многих рю, и его техники и подходы к стратегии столь же разнообразны, как и у меча.

Некоторые исследователи поддерживают теорию о том, что копье в действительности имело больший диапазон использования, чем меч, и рассматривалось некоторыми воинами как лучшее оружие на поле боя.

Такие легендарные фехтовальщики, как Лизаса Чойсай Ленао, основатель Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю; Нобуцуна Камидзуми, основатель рю Ягю Синкагэ; Сома Сиро Ёсимото (Дзион), дзэнский священник, получивший образование в храме Курама, на основе учения которого возникло несколько рю, также были экспертами по содзюцу и придавали равное значение мечу и копью. Все эти люди - примеры знаменитого мастерства, но они не были исключениями. К этому списку можно добавить множество других имен.

Ходзоин-рю, основанный Ходзоином Какузенбо, является одним из самых известных стилей владения копьем среди учеников айки, благодаря его связи с кланом Айдзу, а также его отношению к технике и хейхо. Конечно, его популярности не помешало то, что Эйдзи Ёсикава включил в книгу рассказ, пусть и вымышленный, о посещении Мусаси Миямото храма Ходзоин на холме Абура, где преподавался этот стиль, и о его встрече с Никканом.

-2

Что касается клана Айдзу, то содзюцу было частью формального обучения. Несмотря на противоречивые данные, Харада Масанобу приписывают введение Ходзоин-рю Такэда-ха в клан. (Некоторые исследователи также приписывают это члену семьи Ноя, а также рассказывают о посторонних людях, обучавших искусству копья в Айдзу в разное время).

Ходзоин рю, однако, является лишь одним из стилей содзюцу ко рю будзюцу. Существовало множество других, в которых преподавалась великолепная техника.

Сегодня мы можем познакомиться с ними через относительно немногие, сохранившиеся как самостоятельные рю или как часть учебной программы других стилей будзюцу.

Обучение содзюцу предлагает будока не только богатство древней традиции и техники, которые значительно увеличивают его разносторонность и опыт, но и иной подход к ма-ай, ирими-хо и хэйхо в целом.

Всем, кому посчастливилось иметь доступ к обучению содзюцу, следует ценить его. Для некоторых воинов это все, что у них было, чтобы противостоять врагу в бою, и этого, очевидно, было более чем достаточно.