В результате падения курса доллара в России мы с вами — рядовые потребители, испытываем одни положительные эмоции, ведь таким образом мы отгораживаемся от импортируемой инфляции, которая проецировалась практически на все страны мира, потому что доллар является пока мировой резервной валютой и главным средством расчёта в международной торговле, и его обесценивание — при стабильном курсе внутри России 1 доллар = 75 рублей — разумеется, приводило к дополнительной инфляции внутри страны.
А положительные наши эмоции заключаются в том, что цена на товары, как минимум, не растёт, а на многие импортные товары и товары с высокой долей импортных комплектующих падает.
Наверное, мне возразят и скажут, что ничего подобного не замечают, однако я это вижу по снижающимся ценам, в частности, на строительный инструмент, комплектующие для компьютера и запасные части для автомобиля.
Но с другой стороны, для наших ключевых экспортёров случилась не очень приятная вещь, о чём я писал ранее в статье «А зачем нам вообще нужны евро?». Вот небольшая выдержка из неё с некоторым перерасчётом:
Теперь вернёмся к «Газпрому». Наш монополист тоже немного начинает страдать от падающего курса европейской валюты, ведь все долгосрочные контракты заключены всё-таки в евро, а тут простая арифметика.
Например, контракт предусматривает поставку 1000 кубометров газа по цене в 300 евро. Следовательно, при курсе 1 евро = 100 рублей «Газпром» получит на свой рублёвый счёт 30 000 рублей, а при курсе 1 евро = 61 рубль всего 18 300 рублей. Этот нюансик «Газпрому» надо будет исправить.
Но кроме «Газпрома» в пострадавших от такой ситуации оказались и… мы с вами. Вроде звучит парадоксально, ведь я же сказал ранее, что мы оказались в выигрыше, но то было с одной стороны!
А у палки, как известно, всегда есть и другой конец. И с другой стороны, получается, что «Газпром» и «Роснефть» являются главными налогоплательщиками в бюджет России, следовательно, получая низкую рублёвую прибыль, наши экспортёры перечисляли в бюджет и меньшую сумму в виде налогов.
Правительство даже озаботилось тем, чтобы как-то повысить курс доллара (о чём я также писал — ссылка), а ранее об этом же говорил и Путин на ПМЭФ. Он мимоходом заметил, что для нас был бы комфортным курс доллара в районе 70 рублей, но по прошествии трёх недель мы видим, что либо принимаемые меры по поднятию доллара не приносят необходимый результат, либо они ещё не сработали.
Курс доллара и евро колеблется сейчас в районе 60 рублей.
Возможно, снижение ключевой ставки Центробанком до 8% и возвращение бюджетного правила, о котором говорил Силуанов, всё-таки смогут спасти «рядового доллара», а также увеличить прибыль наших ключевых экспортёров и бюджета, но, возможно, его уже как мёртвого не спасут никакие припарки — увидим.
Ну а пока «Газпром» решает эту проблему по-своему.
Не успел ещё на компрессорную станцию «Портовая» приехать отремонтированный газотурбинный двигатель из Канады, а европейцы не успели смахнуть со лба пот и перевести дух в надежде, что уж теперь-то СП-1 будет работать на полную мощность, и это приведёт к снижению цен на спотовом рынке газа, как «Газпром» в своём телеграм-канале сообщил, что останавливает на ремонт и второй газотурбинный двигатель:
В связи с окончанием срока межремонтной наработки до капитального ремонта (в соответствии с предписанием Ростехнадзора и с учетом технического состояния двигателя) «Газпром» останавливает эксплуатацию еще одного газотурбинного двигателя Siemens на КС «Портовая». Суточная производительность КС «Портовая» с 07:00 МСК 27 июля составит до 33 млн куб. м в сутки.
Как говорится, ничего личного, просто «подошло» время ремонта.
Что делать с этим двигателем пока никто не знает, ведь «Газпром» направил запрос в фирму «Siemens», чтобы получить разъяснения по действию санкций, однако получил очень туманный ответ, из которого неясно, будут ли применяться санкции Великобритании и ЕС к другим двигателям, работающим на КС «Портовая» и требующим срочного капитального ремонта.
Нам нужны гарантии, что двигатели после ремонта не будут «заморожены» где-нибудь в ЕС как наши валютные резервы, и если таких гарантий мы не получим, то отправлять их на ремонт и техническое обслуживание туда не стоит.
После такого известия, слегка стабилизировавшиеся цены на газ вновь ломанулись вверх, постучались в потолок 2280 долларов, а потом цена на споте немного отступила и держится в районе 2140 долларов за 1000 кубометров, хотя несколькими днями ранее колебалась в районе 1700 — 1750 долларов.
Это форменная паника!
Не зря видно Шрёдер в Москву-то приехал, вероятно, надеется выехать на личных контактах. Но если двигатели требуют ремонта, то Шрёдеру надо было ехать и уговаривать всё-таки своих и канадских политиков, чтобы дали гарантию на то, что двигатель будет возвращён из ремонта и не подпадёт вновь под санкции, как это было с предыдущим.
Ну а пока они соображают как быть и что делать, «Газпром», снизив прокачку газа с 67 до 33 млн кубометров в день, что составляет всего 20% от номинальной пропускной способности СП-1, держит европейцев за фаберже, а цены на бирже в тонусе, получая повышенную выручку, ведь европейцы, как вы знаете, долго и упорно требовали перехода с долгосрочных контрактов, в которых цена на газ формировалась с помощью привязки к цене на нефть на мировом рынке, на краткосрочные контракты с установкой «справедливой» цены на бирже.
Такое положение вещей напоминает мне эпизод из фильма «О чём говорят мужчины», когда один из героев рассказывает о посещении ресторана, в котором он оказался по рекомендации другого друга.
Но в этом ресторане цены оказались конскими, а названия блюд незнакомыми, и герой, дабы не показаться деревенским увальнем, заказал ужасно дорогое блюдо под названием «дефлопе из палабы с семечками кациуса» за 64 доллара! — не зная, что это вообще за штука и боясь спросить. А когда ему принесли это «дефлопе» на тарелке, то он испытал шок:
На огромной тарелке лежит ма-а-а-аленькое «дефлопе» с шестью-семью семечками неизвестно чего. И вот он делает вывод, что такая огромная тарелка, вероятно, была подана для того, чтобы подчеркнуть, что дефлопе на Земле очень мало и что оно очень дорогое, и что вот этого мало достаточно, чтобы оно стоило 64 доллара.
Вот и европейцы теперь имеют большую тарелку в виде СП-1 и СП-2, а на ней «дефлопе» в количестве 33 млн кубометров в сутки, «Газпром» подал им это «дефлопе» в лучшем виде, и теперь европейцы как тот герой должны понять, что газа на Земле очень мало и этого мало достаточно для того, чтобы оно стоило более 2000 долларов за тысячу кубометров.
Они получили справедливую цену, справедливую, разумеется, для нашей компании «Газпром» в частности и для российского бюджета в целом.
Возможно, это только совпадение, но что-то мне подсказывает, что «Газпром» просто использует сложившуюся ситуацию в своих меркантильных целях, за что мы его можем только похвалить.
Играть в благородство с шулерами — негоже, особенно если в ответ на проявляемое благородство получать только обвинения, оскорбления и русофобию.
Русофобию надо лечить. Подождём прихода генерала Мороза и посмотрим, насколько заполнятся европейские газохранилища, а также какова будет цена и как они будут выходить из создавшегося положения, которое обязательно «Газпромом» будет создано, ибо неизвестно, сколько там таких двигателей на этой станции, а их, судя по фразе, опубликованной нашей компанией в телеграме: «…других газотурбинных двигателей для КС «Портовая»…», имеется ещё несколько штук и ремонтировать их можно поочерёдно до самой зимы, поддерживая комфортные цены на бирже.
После того, как написал это, мне пришла вот такая информация от одного информированного источника:
Известно сколько их там таких — ещё 2 в ближайшее время встанут. И это при том, что они и так вынуждены на пониженной мощности работать — есть претензии к их работе. В открытом доступе инфы нет.
Это у меня «ветром прибило». Но это и не ДСП информация. Просто КС «Портовая» объект ещё до периода, когда Газпром начал пиарить свою деятельность и поэтому инфы просто мало, в отличие от той же Новосиндорской (СП-2) или КСПГ Портовая.
А вообще, вот из открытых источников: В настоящее время на КС «Портовая» эксплуатируются шесть газоперекачивающих агрегатов (ГПА) мощностью 52 МВт на базе газовых турбин SGT-A65 (Industrial Trent 60) и два ГПА мощностью 27 МВт на базе SGT-A35 (Industrial RB211) производства «Сименс».
Схема включения ГПА такова, что вывод одного, подразумевает остановку и ещё одного — часть ГПА работают последовательно — такова технология.
Кстати, потому ничего удивительного, что турбину в Канаде ремонтируют — она-то авиационная турбина Ролс-Ройс Trent 60, а не Сименс. Это уже сам Сименс её перелопатил в промышленную.
А также напомню, что теперь и Северный поток — 2, даже если его запустят, теперь сможет поставлять в Европу только половину от запланированного по проекту объёма газа, потому что, ввиду отказа от сертификации газопровода, вторую половину добываемых объёмов Путин решил пустить на снабжение газом российских потребителей.
А после того, как он это озвучил, пути назад нет — фарш обратно не провернёшь и мясо не сделаешь.
Ну а мы можем констатировать тот факт, что при поддерживающейся высокой цене на наши ресурсы уже не будет острой необходимости сильно завышать курс доллара, потому что у нас «и овцы будут целы, и волки сыты», не сочтите за оскорбление, это просто-напросто наша поговорка, отражающая суть явления.