Вторая лётная смена проверки в Марах была сразу на следующий день и тема лётно-тактического учения на смену была той же. Полк прикрывал войска и объекты фронта от ударов авиации и воздушной разведки противника. Марыйцы изображали налёт ударных самолётов под прикрытием истребителей на линию фронта, а наш полк героически отражал эти атаки. Героически, факт, поскольку за этот день в Лётной книжке стоит оценка «отлично». А моему звену опять предстояло выловить воздушного разведчика над нашей территорией методом свободного поиска, то бишь, чтоб её — методом охоты.
Признаться, мне хотелось, чтобы это счастье теперь испытала моя вторая пара, а я с ведомым посидели бы в резерве. А то они вчера слабо нам сочувствовали, когда мы бесславно вернулись с охоты: «Надо было нам дать слетать, мы бы его в клочья...» Пожалел я вас, орлы, вчера, пожалел, а потом себя уже пожалел. Хорошо, что проверяющий с понятием попался и правильно оценил нашу погоню над пустыней, которая истощила запасы топлива у воздушного разведчика и он не дошёл до объекта разведки. Замечательно, что нам троим — разведчику и моей паре — удалось дойти до своего аэродрома и благополучно приземлиться на жалких остатках керосина в топливных баках.
Но командир полка решил коней на переправе не менять и запланировал опять мою пару основной, мол, вы вчера глаз уже набили в обнаружении самолёта над пустыней, вам и карты в руки. Мол, этот раз без фотоплёнки не возвращайтесь, второй раз вчерашняя хохма может не получиться.
Да, не зря говорят — охота пуще неволи. Вот тебе - охота, а отказаться от неё — неприлично. А самолётики у нас те же - вчерашние. Может прицел опять того..
Но техник самолёта сразу меня «радует» известием, что прицел вчера починили, самолёт уже слетал, лётчик работоспособность прибора подтвердил. Эх, и славная же у нас инженерно-техническая служба! Золотые руки!
А план поиска я поправил этот раз. Отменил размыкание пары, чревато столкновением, как показал вчерашний опыт. Конечно, можно было взгреть хорошенько ведомого, чтобы режим полёта чётко держал, и повторить клещи. А где гарантия, что Второй, опять в азарте поиска, не забудет про режим. Сам-то вчера забыл топливо контролировать? Забыл. Пусть сосёт крыло, а там видно будет.
Массовость полётов в Марах на этой проверке заметно снизилась. В плановой рисуют свободный поиск звену, а летит пара, вторая на земле в резерве. Конечно, звеном на одного разведчика не обязательно идти, пары за глаза хватит, но площадь поиска разведчика уменьшается. Раньше мы звеном бы и полетели, перекрыли бы четвёркой половину пустыни сразу. А теперь экономим топливо. На авиабазе уже ощущается недостаток керосина из-за перебоев в доставке. А нам ещё домой лететь, лучше на обратную дорогу сэкономить.
Прицел работал отлично! Хотя помехи и были на индикаторе, но мне удалось легко выделить цель и сделать «пуск» управляемой ракеты в переднюю полусферу. Потом увидел разведчика визуально, развернулись и сделал имитацию стрельбы из пушки по самолёту-разведчику, резво отскочил в сторону, чтобы освободить пространство ведомому. А уж мой ведомый отработал ракетами малой дальности. А разведчик-то сильно и не сопротивлялся, вяло маневрировал — похоже получил вчера за посадку на аварийном остатке топлива по самое не могу. И теперь экономил топливо. А может вчера старлей и сам сильно испугался. Сидеть в самолёте, ожидая остановку двигателей по выработке топлива из-за своего ротозейства — удовольствие… так себе. Лишняя седина на молодой голове.
Проявка плёнок подтвердила наш перехват разведчика до объекта его разведки. И у меня, и у Второго был полный комплект зачётных пусков и стрельбы для отличной оценки. Фу-у-у-у! Реабилитировались.
Во второй половине лётной смены моё звено участвовало в уничтожении составом эскадрильи самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Что-то там в столице в головах военных стратегов сдвинулись со скрипом шестерёнки и они расщедрились на проверку по новой задаче с выделением реальной цели. Наш самолёт ДРЛО летал натурально, а не местные его изображали. А это же, товарищи, А-50! Самолётище! Ну, по сравнению с нашими мигарями. Караван-сарай вблизи! Ходили его смотреть издалека, когда он приземлился на авиабазе. А может, это из-за него мы топливо экономим?
Мне в училище досталась курсовая по тактике на эту тему — уничтожение самолёта ДРЛО на европейском ТВД. Две эскадрильи «потерял», чтобы добраться до АВАКСа и «уничтожить» его. Далеко он от линии фронта летает, чтобы к нему пробраться, надо целую воздушную операцию спланировать. ПВО обойти или преодолеть, отбиться от истребителей на маршруте и пробиться через кольцо истребителей, которые обороняют самолёт ДРЛО в воздухе.
На авиабазе оборона А-50 была скромнее, но и налетали на него не силами полка, а эскадрильями поочерёдно. Поэтому, пока дошла очередь нашего залёта по этой задаче, мы наслушались разговоров про атаки караван-сарая. Кто-то из молодых лётчиков после вылета похвалился, что ему удалось прорваться к А-50 и отработать по нему малыми ракетами и из пушки, мол, вышел на минимальной безопасной дистанции (200 м). Однако, после проявления фотоплёнки выяснилось, что из пушки стрелял он на большой дистанции, а вышел на дальности 1200 м до самолёта-цели. Лётчик сконфузился, но не сдавался, мол, я же своими глазами видел. Но командир держал в руках плёнку фотокинопулемёта, которая не врёт.
Сработала у лётчика привычка измерять расстояния до цели размахом мигаря. Другого опыта у нас не было — тренировались друг по другу в полках. Или по родственным типам фронтовых самолётов, у которых размах был аналогичный МиГ-29. Атакуешь, сближаешься, пока силуэт цели не начнёт выходить за пределы размеров индикатора прицела. Всё, пора выходить из атаки. Иначе неприятностей не оберёшься после вылета — безопасность полётов! Да и в реальном вылете близкие дистанции чреваты столкновением с осколками от цели или попаданием их в тракты своих двигателей. Сомнительная победа.
Этот случай с молодым лётчиком заставил меня призадуматься о своём опыте работы по большим самолётам. А не было у меня такого опыта. И вчера никто не догадался надоумить подойти к этому караван-сараю на минимально-безопасную дистанцию, чтобы привыкнуть к новым размерам цели. Да и некогда вчера было — смена закончилась, разбор полётов и подготовка к новому лётному дню до позднего вечера. Пока плановую таблицу накарякали, пока тетради предварительной подготовки оформили, планы боёв подготовили-обговорили…
А по хорошему: надо было выставить МиГ-29 на дистанции открытия огня под нужным ракурсом к большому самолёту и прогнать всех лётчиков через кабину истребителя — посмотреть как выглядят размеры А-50 относительно деталей фонаря кабины. Надо бы, надо бы… Умный задним числом!
Обсудил эту тему с лётчиками своего звена, настроил на то, чтобы глазам своим не верили, а смотрели на данные дальномера, если придётся работать из пушки. Прикинули, как из кабины будет смотреться размах крыла большого самолёта на дальности 600 метров. Как, как? Непривычно и страшно! А целиться надо по двигателям. В тушу бить — снаряды зря расходовать. Да к нему ещё пробиться надо!
Моему звену досталась роль ударной группы. Три других звена эскадрильи будут отвлекать группы обороны самолёта ДРЛО, связывать их боем — расчищать воздушное пространство от истребителей в интересах ударной группы, а моя задача — проскользнуть мимо очагов боя к самому самолёту А-50 и нанести удар по нему. Незаметно подойти к самолёту этому не удастся — он всё просматривает со своей высоты. Можно рассчитывать только на то, что он окажется без охраны. Тут нельзя ни раньше сунуться и нарваться на истребителей, ни позже — вдруг наши покинут район по остатку топлива — вся свора охраны набросится на ударную группу.
Пока сидел в кабине и ждал команды на вылет, попробовал с закрытыми глазами представить себе этот караван-сарай на дальности открытия огня из пушки. Что-то получалось, что надо голову поворачивать, если захочешь перевести взгляд от одной законцовки крыла к другой. Блин! Да ну её, эту пушку! Только страху натерпеться от того, что на предпосылку по дальности сближения наработаешь. Или, наоборот, откроешь огонь на большой дальности. Надо постараться всеми ракетами отработать. Пушка — резервное оружие, если не дадут ракетами отработать.
Дали команду «Воздух!» и моему звену. Теперь моя удача будет зависеть от действий офицеров боевого управления. Командный пункт на этих проверках - главный. Он всё видит и рассчитывает время и направление подхода ударной группы к самолёту ДРЛО, вокруг которого уже завязались очаги воздушных боёв наших групп расчистки воздушного пространства с истребителями охраны А-50. Моё дело - чётко выполнять команды наведения, вовремя включить прицел и оружие и отработать по цели. Общей тактической обстановки я не вижу, могу о ней судить только по радиообмену других звеньев, которые уже ведут бои.
План боя и согласованные действия КП и групп расчистки воздушного пространства позволили моему звену беспрепятственно пройти к самолёту ДРЛО. Я отработал ракетой большой дальности и двумя ракетами малой дальности, а с пушкой даже не пытался работать, быстро освободил пространство для атаки своей второй пары. Даже в километре дальности - на выходе из атаки успел посмотреть на большой самолёт с грибом на фюзеляже — это явление было для меня непривычным и удивительным. Надо же — какое чудо держится в воздухе!
Зачётных пусков в нашем звене оказалось достаточно для отличной оценки эскадрилье за «уничтожение» самолёта ДРЛО. Хороший план боя, чёткие действия офицеров боевого управления и мастерство лётчиков дали свои плоды — отличную оценку за эпизод проверки полка на авиабазе Мары. Но расслабляться нельзя: впереди ещё несколько дней работы.
Сенаки-89. Мары. Опять охота на разведчика. Атакуем самолёт ДРЛО
8 минут
6267 прочтений
30 июля 2022