Прежде, чем продолжим (вернее, начнём) говорить о болезнях дыхательной системы, позвольте радостью поделиться. Наконец-то у автора вышла первая электронная книга.
На Литрес, называется «Жить – хочется», часть 1. Как там говорят шустрые менеджеры по продажам? По цене чашки кофе, точно. 176 рубликов всего. Если кто-то заинтересовался, заранее спасибо, вот вам ссылка (Дзен разрешает):
https://www.litres.ru/andrey-sergeevich-loginov/zhit-hochetsya-chast-1/
На подходе вторая, а там и третья, посвящённая всяким паразитам (от вирусов до гельминтов) и борьбе с ними.
Совсем вкратце о викторине в прошлой статье – вы молодцы! Если действительно «выбили» три из трёх (а причин вам не верить у автора нет). Единственный неверный ответ, заботливо вам подсунутый, был перитонит. Это воспаление брюшины, оболочки лёгких зовутся плеврой. Значит, воспаление их – плеврит. Доберёмся и до этой крайне неприятной болячки, но позже.
Пойдём, как водится, «поэтажно» и начнём, с самого верха. Сказал бы «чердака», но теперь так выражаться невместно.
Великий Писатель Современности себе такого позволить не может, у него всё по науке, плюс, отточенные синтаксис и пунктуация. А любая грамматическая ошибка – неповторимый стиль и изюминка. Совсем чердак снесло, ага. На почве скромности и ожидания фантастических прибылей. Ладно, пора уже, наконец, к делу.
Есть у нас в костях лицевой части черепа особые пустоты – придаточные пазухи или синусы. У кого-то и в мозговой части бывает, но таких среди подписчиков канала не осталось. Жёстко банятся и трутся. Жесток автор и беспощаден, хотя и пропускает периодически. Пишите, в случай чего, не стесняйтесь.
Из этих пазух наиболее известны в народе гайморовы. Если правильно – то верхнечелюстные. Большушие, парные, прячутся под скулами с двух сторон. Их воспалением – гайморитом – ещё детей пугают, если без шапки бегают. Особых хулиганов и менингитом стращают, а он, кстати, осложнением синусита может быть.
Синусит – это общее название для воспаления пазух, иногда говорят «полисинусит», когда сразу много. Потому что, кроме гайморовых, есть у нас «пещеры» и в лобной кости, над глазницами.
Если хотите, чтобы собеседники смотрели с уважением, то при насморке и, пардон, соплях, просто скажите: что-то меня сегодня фронтальные синусы беспокоят. Это как раз и есть лобные пазухи, только с латинским уклоном. Размерами поскромнее, но не менее болючие. И добраться до них сложнее, чтобы промыть всяким полезным и удалить нехорошее. И не проколешь иголочкой через нос (на этой «страшенной» манипуляции ещё остановимся).
И это только передние пазухи, а есть ещё пара задних, спрятанных глубже в черепе. Ячейки решетчатой кости (целый лабиринт за глазами притаился). Пазухи в её честь и зовутся, а их воспаление – этмоидит. Ещё «глыбже» - пазуха клиновидной кости, сфеноидальная. При рождении отсутствует, появляется вследствие роста костей черепа годам к пяти. А у каждого двадцатого из нас – вообще не образуется. Не потому, что череп не растёт, а потому что делает это особенно.
Что это я всё на пальцах объясняю? Вот вам картиночка, с английскими названиями для солидности. Термины там все из латыни, а мы ей уже владеем.
Для чего же природа одарила нас этими пустотами, да ещё в таком количестве? Вопрос, конечно, для медицины и биологии интересный. Не менее чем функция аппендикса, казалось бы бесполезного отростка. Давайте рассмотрим поподробнее.
Все пазухи выстланы слизистой оболочкой. По названию видно, что они вырабатывают. Ага, эти самые, если вы про сопли. На самом деле секрет (так продукты работы желез называются, а не тайная мистерия какая) слизистых увлажняет вдыхаемый воздух, делает его более «приятным» для лёгких. Да и сами слизистые таким образом защищаются – сами знаете, каково с «сухим» раздражённым носом на свете жить, даже один день. Про другие слизистые помолчу – а ну как дети читают. Лет тридцати.
Также, отделяемое из носа содержит элементы антимикробной защиты – как лейкоциты, так и различные цитокины-интерфероны с иммуноглобулинами. Да и чисто механически слизь работает, удаляя невидимых врагов и крупные частицы. Как и слёзы из глаз или мокрота из бронхов. Попросите шахтёра, вышедшего из забоя, высморкаться на тряпочку – все вопросы отпадут. И просьбы тоже – народ суровый.
И последнее, но важное. Last but not least, как выражаются у них там. Это формирование звуков. Гнусавость, конечно, очень смешно, а для многих певцов ртом даже прибыльно.
А если вы диктор, правильный вокалист или другой мастер микрофона? Или учитель, оратор, политик? Крест на карьере, точно. Это блохеру-статейнику благодать, можно даже без языка работать, а если серьёзные видосики пилишь или подкасты речевые? Пазухи наши – резонаторы звука, от их размеров, расположения и функционального состояния качество и тембр голоса зависят напрямую.
Телеграфно остальные функции пазух. Согревание воздуха (за счёт конвекции), облегчение костей черепа (это не я, биологи додумались), защита задней части черепа от механических повреждений (тоже придумка антропологов уважаемых). В общем и целом – вещь полезная, не спешим избавляться. Да и не получится.
Но, с другой стороны, такая обширная слизистая и обильный секрет, ей выделяемый, - источник и причина неприятностей. Самой частой из которых и является синусит, воспаление внутренней оболочки пазух. По отдельности гайморит, фронтит, этмоидит и сфеноидит рассматривать не будем. Давайте традиционно сразу на всё замахнёмся – на полисинусит. Что мы, не оптимисты что ли?
Начинается всё чаще всего с ринита – воспаления слизистой носа. В результате первичной микробной атаки (чаще всего вирусной) оболочка реагирует классически: вначале катаральное воспаление – сухость, жжение. Затем экссудативная фаза – выделения обильные, пока прозрачные, иногда с прожилками. Мелкие сосудики не выдерживают нагрузки – сами по себе начинают расширяться, а тут ещё чихание и обильное сморкание.
Воспаление забирается выше и вглубь, слизистая в пазухах такая же, вирусу, а затем и просоединившимся бактериям они на вкус одинаковы. Вот тут слизь и зеленеет – в бой вступают «рыцари иммунитета» - лейкоциты. Гибнут и в обнимку с поверженными врагами выходят наружу в виде гнойного жёлтого-зеленого отделяемого. И по количеству его станет немного.
Бывает и одонтогенный синусит – когда инфекция проползла вверх, из зуба. Тут катаральной фазы и обильных выделений первоначально не будет – сразу зелёное и скудное. Красивое, как говорили в недавнем «рыбном» меме.
Как можно понять, что инфекция дошла до пазух? Достаточно просто – они начинают болеть. Иногда не прямо в точках проекции на лице – в области скул или лба. Просто разлитая головная боль, которая усиливается при наклоне головы. Если глубокие пазухи вовлечены, может и в затылок отдавать, и в темя – каскообразная боль. Уменьшается, если сосудосуживающие закапать – отёк уменьшился, устье пазухи раскрылось, содержимое вышло – оно и полегче. Это я уже в лечение полез, тороплюсь помощь оказать. Не всё, видать, чистое и светлое у барыги-блохера атрофировалось.
Ещё простой проверочный приём – надавливание пальцем под или над глазами. Даже, если не сильно, будет болезненно. Ближе к зубам – это верхнечелюстная, гайморова. В районе брови – лобная. Решетчатую и клиновидную кости вы пальцем не достанете. Если, конечно, относитесь к гуманоидам без щупалец. И в кино «Хищник» вместе с Арнольдом не снимались.
Да что я вам про признаки синусита рассказываю? Под 10 миллионов взрослых россиян каждый год эту болячку переносят, детей и того больше. Сами наверняка такое испытывали, и лицо везде нажимали. Большинство благополучно выздоравливает, часть, к сожалению, переходит в «хроники». Для синусита это - когда симптомы длятся более трёх месяцев (12 недель, если точно). Сам в этой «армии» состою.
Какие бактерии больше всего любят порезвиться в наших пазухах? Да всё тот же стрептококк (чаще пневмонийный, реже группы А) и Haemophilus influenzae ( к гриппу отношения не имеет). Реже моракселла (не путайте с моцареллой, она не такая вкусная, даже с помидорами). Из вирусов на первом месте любители носа, так и называются риновирусы. Рино – нос у древних греков назывался, и, заодно, сокращённо носорог по-английски. Немцы вон, правильнее говорят – насхорн. Опять не туда понесло, извиняюсь.
И чем опасны эти ваши синуситы, кроме трудности носового дыхания, неприятных зелёных выделений и головной боли? Во-первых это голова, со всеми вытекающими. Рядом мозговые оболочки и крупные венозные синусы. Переход воспаления на них – уже опасные, даже жизнеугрожающие состояния – менингит и тромбоз. Другими внутричерепными осложнениями типа абсцессов пугать не буду – хоть и редко, но они встречаются.
У нас и снаружи есть, где микробу разгуляться – от флегмоны орбиты (переход инфекции на клетчатку вокруг глаза) и лицевых абсцессов до периостита и даже остеомиелита верхней челюсти (и костью микроб не побрезгует).
Поэтому, чтобы отличить такие осложнения от реактивного отёка век (по названию видно – до гнойного воспаления не дошло) и вовремя начать лечиться – не затягивайте с походом к ЛОРу. Один из грозных симптомов – нарастание лихорадки, особенно выше 38С.
Для лёгкого и даже среднетяжёлого синусита высокая температура не характерна, да и боли станут другие – более интенсивные и локальные, в месте «прорыва» инфекции.
Теперь по лечению. Лечение, вернее, его основные принципы, будет в следующей статье. Такой вот поворот. А у нас традиционная викторина, простенькая, чтобы Яндекс. Формы опять сбой не дали. У автора такого не бывает, потому что идеальный. Давайте поможем врачу и отправим себя на дополнительное обследование в случае тяжёлого насморка.
Надеюсь (даже не сомневаюсь!), что вы дали правильный ответ. Если нет, то теперь его знаете. И готовы встретить «сопливую» осень во всеоружии.
А ещё лучше – будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!
Ссылка на книгу автора «Жить – хочется!» - тут.