1. Описания природы и погоды
Одна из наиболее часто встречающихся ошибок — затянутые описания природы и погоды. Особенно в начале рассказа. Многие авторы никак не приступят к повествованию, для начала делая лирические вступления, бесконечно описывая дождик, звёздочки, снежинки и пр.
Безусловно, прописывать сцену стоит, а время суток и погода — детали нужные и помогают создать картинку. Более того, задавать настроение через описания природы — классический приём.
► Писать банальности, тем более «кирпичами» по два-три-пять абзацев не стоит.
► Если действительно нужно задать картинку, ограничьтесь парой предложений с меткими и яркими образами.
► Если действие происходит в одной локации (в комнате), не стоит переносить внимание читателя в другую (во двор).
«Ночь опустилась на город, за колышущимися занавесками зажглись огни окошек. Выше, над ними, в темнеющем небе моргнула звёздочка. Одна, ещё одна — если долго всматриваться, то они словно выныривают из глубин ночных небес, проступают под пытливым взглядом!
Ночь, такая ясная, такая прохладная, сулила покой и блаженство. Лопотали листья, а редкие прохожие не спешили по домам, наслаждаясь хорошей погодой и ощущением грядущих выходных. Ещё оставшаяся с обеда дождевая влага серебрилась в чаше старого фонтана, словно слёзы звёзд.
«Банан – сволочь!» – Нина сжала в ладони внезапно оказавшуюся пустой шкурку и попыталась вспомнить, когда успела съесть содержимое. Экран монитора насмешливо мерцал. «Я отомстил тебе» – взгляд упал на строку текста в романе, который Нина только что читала.
Это было нелепо».
👉 Выделенное курсивом можно убрать безболезненно.
Если героиня выйдет наружу, то можно будет остановиться на погоде подробнее. Сейчас звёзд и прохожих Нина не видит, значит, не станем засорять ими внимание. В случае «Банановой ночи» блок описаний можно безболезненно убрать и начать повествование непосредственно с героини.
2. Описания банальностей
«Нина только что пришла домой, щёлкнула дверным замком, рухнула в кресло и стянула с себя колготы. Пошевелила пальцами ног, вытянула носочки и залюбовалась собственными стройными лодыжками и икрами.
Сегодня днём в офисе Виталик Мокробоев так забавно смотрел на неё, когда она в архиве забралась на стремянку, чтобы достать коробку со старыми документами с самой верхней полки шкафа! Угораздило же менеджерам приобрести такой высокий и неудобный шкаф. Конечно, модули его были закреплены надёжно, материал несущей конструкции обладал необходимой упругостью, да и грузоподъёмность, судя по накладным, соответствовала — но геометрия подкачала! Лазать на него не собирался никто. Верхние полки полтора года пустовали, однако Настя Голуева и Маргарита Степановна из бухгалтерии сочинили сваливать туда всякий хлам. А поди ж ты, пригодился «хлам»! Александр Никифорович думал, что документов нет, пил валидол и вытирал усатое лицо огромным платком с противными оранжевыми вензелями.
И вот сейчас Нина уже дома хмыкнула, достала несъеденный в обед банан. Разлущила верхушку и, ощущая под пальцами спелую мягкость, оттянула сначала левую часть шкурки, потом правую, потом остатки. Аккуратно подцепила пальцами тёмный кончик, сняла белые нити жилок, отслоившихся от шкурки. А потом словно что-то переключилось, банан исчез».
Все эти просыпания, одевания, раздевания, чистка бананов и завязывание шнурков — ни о чём. Это скучно. Если ваш герой заваривает чай, и процесс помогает ему думать о том, как убить босса — это хороший акцент. Если же ваш преступник лезет по стене и цепляется одной рукой, потом передвигает ногу, потом подтягивается и достаёт пальцами до следующего кирпича — это скучно.
👉 Казалось бы: экшн, ну как же? А нет, без содержательного контекста такие описания — банальности.
► Если эти элементы не имеют особого значения для сюжета (например, преступник может обнаружить под кирпичом ключ от парадной двери) — то выбрасывайте их.
► Атмосферность тоже хороша в меру, и лучше, чтобы — повторюсь — она сопровождала значимые события.
3. Излишние описания технических подробностей
В рассмотренном выше отрывке присутствует ещё одна классическая ошибка — автор углубляется в детали, которые не особо интересны в рамках рассказа. Такое иногда случается, когда автор перед написанием изучал матчасть, и его конспекты попали на страницы чистовика. Либо если он специалист в биологии/машиностроении/столярном деле/компьютерных играх (нужное подчеркнуть). Тогда человек разговаривает терминами и может, не отдавая себе отчёта, вставить в рассказ описание, которое ему самому кажется симпатичным, а читателю — нудным.
► Если у вас есть черновик с подробностями — о лучевом оружии, о размножении осьминогов, о гидратации алкенов — пусть он останется черновиком. Покажите читателю только то, что будет видно, если по вашему рассказу снять фильм.
► Можно ли в рассматриваемом отрывке увлекательно показать геометрию стеллажей? Только если героиня станет строить из них мостик между зданий при апокалипсисе. В офисных воспоминаниях это лишнее, потому убираем и откладываем в ящик до апокалипсиса.
Продолжение следует
Автор: Thinnad
Статья на сайте
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.
#синий сайт #наши авторы #что почитать #