Фильм я посмотрел в год его выпуска, в далёком 2014 году. И абсолютно не испытал восторга, как, например, Бэдкомедиан. Нет, снят фильм качественно, вопросов нет, но вот его содержимое мне показалось тогда весьма сомнительным и неоднозначным. Вроде бы автор и выступил против всего плохого, а вроде как поставил главной идеей известную поговорку: «не делай добра – не получишь зла». А фильм с такой моралью никуда не годится, сразу скажу. Потому что если хоть один человек после просмотра опустит руки и перестанет делать добро, решив, что это бесполезно – этот фильм не то, что плохой, он вредный.
Сегодня с толком, с расстановкой, пересмотрел «Дурака», и, кажется, я понял режиссёра. Кстати, режиссёром этого фильма, а также сценаристом, если кто-то не в курсе, является Юрий Быков. Его фильм «Жить» я недавно обсуждал на канале.
Ну так вот, сдаётся мне, я понял его замысел и всё, что он хотел сказать данным фильмом. И сейчас я собираюсь разобрать сюжет на запчасти и пояснить, что и для чего есть в фильме и каких запчастей ему не хватает.
Поэтому, если кто-то фильм ещё не смотрел, но планирует это сделать, читать дальше не стоит, рекомендую сперва посмотреть фильм, а потом уже присоединиться к обсуждению.
Фильм начинается «пейзажем» драного унылого коридора в общаге провинциального городка.
«Понятно, опять чернуха», - сразу вздыхает нормальный зритель, а либерал уже пищит от восторга – вот она, драная рашка, из которой нужно непременно валить, либо ждать, пока Байден придёт – порядок наведёт.
Дальнейшие кадры развивают тему: актёр из вчерашнего фильма «Рубеж», играющий маргинала, жестоко избивает жену и дочь, так как у него исчезла заначка – деньги, которые он прятал на выпивку.
И если в фильме «Сибирь. Монамур» чернуха подаётся только ради чернухи, здесь она режиссёру нужна. В конце фильма перед каждым зрителем будет окончательно сложившееся условие задачи, которую режиссёр предлагает решить самостоятельно. Поясняю: в общежитии не показано ни одного нормального человека для того, чтобы прописать в условии: «представим, что имеется многоквартирное общежитие, в нём живут 820 человек, к которым вы абсолютно равнодушны – обычные алкоголики, старухи и хамоватые подростки». Потому что, если вызвать у зрителя малейшую симпатию к кому-то из обитателей этой общаги, непредвзятого решения он уже вынести не сможет.
Едем дальше. В санузле у вышеупомянутого алкаша лопается труба, и на вызов приезжают сантехники со своим бригадиром, молодым специалистом Дмитрием Никитиным. Дмитрий видит, что по стене санузла, которая является несущей, ползёт зловещая трещина, и аккурат напротив этой трещины и «лопнула» труба, что довольно смешно.
Но не будем заострять внимания на законах физики и рассуждать, в каком месте должна была лопнуть труба и должна ли она была лопнуть вообще, вопрос не в этом.
Дмитрий пробегает по всем девяти этажам и обнаруживает, что трещина поразила всю несущую стену. Он выходит на улицу и видит, что трещина видна и снаружи. Он заглядывает в подвал и видит, как прямо на глазах сыплется кирпич.
Перед тем, как Дмитрию нужно было ехать на вызов, нас знакомят с его семьёй.
Он с женой и сыном живёт в квартире своих родителей. Отец Дмитрия – человек неравнодушный, старой советской закалки, старается жить по совести. Мать же постоянно долбит отца за то, что он такой честный, мол, другие воруют и прекрасно живут, а ты – дурак.
Тут важно понимать, что симпатии режиссёра явно на стороне отца, мать показана довольно отталкивающе. И это хорошо, это правильно.
Дмитрий приезжает с вызова домой, но ему не спится. Он учится в строительном институте, поэтому он кое в чём разбирается и производит расчёты, результаты которых приводят его в ужас. Общежитие должно обрушиться в ближайшие сутки – и это, товарищи зрители, ещё одно обязательное условие задачи, которую нам рисует режиссёр.
Дмитрий понимает, что нужно срочно что-то делать. Он посреди ночи делает звонок знакомой из городской администрации и узнаёт, что мэр города, властная тёточка по фамилии Галаганова, отмечает свой юбилей в одном из ресторанов.
Дмитрий спешит прямо туда. В ресторане все уже довольно пьяненькие, из динамиков звучит гимн пошлости – хриплый голос Аллегровой надрывно поёт «С днём рождения». Извините, на дух не переношу эту песню, её в каждую дыру пытаются засунуть при любом удобном случае.
Галаганова прислушивается к проблеме, собирает в маленьком зале совещание подвыпивших представителей городской администрации. Чиновники сперва относятся к Дмитрию с усмешкой – какой-то чудной сантехник бурю в стакане воды поднял.
Но всё же главный ответственный за ЖКХ и главный пожарный едут с Дмитрием и убеждаются, что здание действительно может рухнуть в любой момент.
Мэр Галаганова реально переживает, но нельзя сказать, за что она переживает больше – за то, что могут погибнуть люди или за то, что в случае аварии может вскрыться, что она на регулярной основе расхищала деньги из городского бюджета. Чиновники все перегрызлись друг с другом, показывая, что у каждого рыльце в пушку.
Гневное обличение режиссёром коррупции? Почему бы нет, я не против привлечения общественного внимания к проблеме – в нашем конкретном подъезде ремонт производился последний раз в 2006 году. Приглашаю Юрия Быкова свой следующий фильм снимать у нас – такого антуража не найдёшь даже в той самой тульской общаге, где снимали «Дурака»!
Но что-то надо делать, а выхода Галаганова не видит: если эвакуировать людей, то размещать их негде, а после аварии неизбежна проверка, и, как следствие, – тюрьма.
И тут один криминальный авторитет, присутствующий на праздновании юбилея, советует Галагановой не дёргаться, так как у него есть план…
И вот Дмитрия, начальника ЖКХ и главного пожарного куда-то везут менты, мол, что-то надо уточнить. Когда начальник ЖКХ видит, что их везут куда-то за город, он догадывается, что везут их… ликвидировать. План, предложенный бандитом, был прост: пусть общага обрушится вместе со всеми алкашами, всё можно будет свалить на этих двух бедолаг, которые якобы исчезли с документами и деньгами.
Всех троих ведут расстреливать под мост, и тут начальник ЖКХ обращается к ментам, мол, отпустите сантехника, он тут вообще не при делах. И добрые киллеры в погонах отпускают Дмитрия, пригрозив, что, если он не исчезнет, его обязательно найдут и убьют.
Ситуация неправдоподобная, но это опять одно из условий, которое нужно учитывать: либо ты бежишь из города, либо умрёшь.
Дмитрий бежит домой, забирает жену и сына, и они собираются уехать из города. Проезжая мимо общаги, Дмитрий видит, что никакого движения нет и понимает, что людей обрекли на смерть. Он «дурак», поэтому он отправляет жену на все четыре стороны и бежит в общагу, поднимает шум, будит людей и выводит всех жильцов на улицу.
На улице он пытается объяснить людям, что им угрожает смертельная опасность, но подвыпившие мужики недовольны, что он сорвал их с тёплых мест, набрасываются на Дмитрия, насмерть забивают его ногами и уходят обратно в здание.
Конец фильма.
Смотрите, что получается: режиссёр ставит перед нами вопрос – а как бы поступил лично ты? Пожертвовал бы своей жизнью ради спасения малосимпатичных незнакомых людей, которым грозит гарантированная гибель? А мы в ответ его можем спросить: «А ради чего, дружище? Ты же сам показал, что в этом нет абсолютно никакого смысла – никому это не нужно, никто не оценит!»
А всего-то и не хватило фильму, чтобы в конце те же самые избитые дочь с матерью не побрели за всем стадом в общагу, а, опасливо посмотрев на здание, ушли бы куда-то подальше. И смысл, который режиссёр вкладывал в фильм, сохранился бы, и хоть какой-то смысл в гибели главного героя появился. Я лично так вижу. Ведь, напомню – весь фильм симпатия режиссёра оставалась на стороне Дмитрия. А если лишить смысла все действия парня, то как раз и получится: «не делай добра – не получишь зла». И, как мне кажется, такого смысла Быков точно не хотел вложить в свой фильм.
Возможно, режиссёр в своей жизни пережил какое-то отчаяние, что и вдохновило снять его эту картину. Мне такое чувство, отчасти, знакомо. Раньше вдоль нашего дома у тропинки росли тополя. Они были уже старые, и в один прекрасный день их спилили, а пни повыкорчевали. И я, как дурак, посадил на их место аллею. Там была и черешня, которая даже успела дать один раз плоды, и берёзки с осинами. За полгода аллея была уничтожена местными детьми полностью. Сосед, помню, поймал одного десятилетнего недоумка, выламывающего деревце, и гневно спросил: «Ты что, сволочь, делаешь?» Тот лишь посмотрел на него бессмысленным взглядом и спросил: «А чё?»
Я не успокоился и в следующем году привёз из тайги саженцы лиственниц, двадцать пять деревьев. Почти все они принялись. За полгода все деревца были так же безжалостно уничтожены. На следующий год я посадил туда кусты шиповника! Вы не поверите – плакали, кололись, но всё выломали!
И я сдался. В конце концов, не вечно же мне жить в этом доме. А трепать нервы из-за каждого поломанного деревца – себе дороже. И чувства у меня были примерно такие, как после просмотра «Дурака».
Но ведь мы не всегда жили в таком обществе. В советское время государство пыталось воспитать именно «дураков», которые ставили общественные интересы выше своих личных. И что бы сейчас ни врали либералы про «страшное советское прошлое» - общество, в основном, было добрым и замечательным. Это видно, в частности, по фильмам того времени. «Дураки» - это отголосок советского прошлого, и пока они есть, не всё ещё потеряно. Вот какую мысль должен нести этот фильм.
Своим фильмом Быков попытался бичевать человеческое равнодушие, которое нынче царит в обществе. «Живём, как свиньи, и дохнем, как свиньи только потому, что мы друг другу – никто!» Это Быков кричит устами своего героя.
Но весь этот смысл почему-то при первом просмотре фильма доступен далеко не всем, и в этом главное упущение режиссёра. Многие считают, что фильм поднимает нужные вопросы, затрагивает острые проблемы, но где выход – режиссёр не знает. Отсюда и ощущение, что фильм – просто чернуха ради чернухи.
Фильм – не чернуха лишь потому, что он нарушает главное правило чернухи: в нём присутствуют положительные персонажи, как минимум, двое – сам «дурак» и его отец. И персонажи эти – главные.
Не знаю, удалось ли мне выступить в роли адвоката фильма, но мне кажется, я смог его понять, и при втором просмотре мне он понравился гораздо больше.
Пожалуйста, не забывайте ставить "палец вверх" под обзором!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Дурак» (2014).
#кино #галопом по кино #дурак