Найти тему

Навстречу Дню ВМФ. История 5. Военно-морской музей.

Приближается День Военно-Морского флота, для Санкт-Петербурга – это особенный праздник. Несколько «военно-морских историй» мы уже рассказали, а сегодня – про наш Военно-Морской музей. Мы в нашем отеле Art Nuvo Palace очень любим общаться с нашими дорогими гостями, так что сейчас – история, которую рассказал нам как раз один из гостей, это очень интересная история!

«Военно-Морской музей в Питере! О, Морской музей, конечно, расскажу с большой радостью!

Знаете, если вы послушаете мою историю хотя бы до середины, то наверняка спросите: «А, вы наверняка какой-нибудь знаменитый моряк, такой отважный флотоводец?! Или, скажем, талантливый кораблестроитель? Так ведь, с такой-то Мечтой!»

Скажу честно: нет, я не моряк и не кораблестроитель, у меня достаточно мирная и вполне «сухопутная» профессия. Но мечта о Море – вот по-прежнему со мной, да.

Когда я был маленький, одна из самых моих любимых книжек называлась «Мои первые корабли». Там на обложке был игрушечный штурвал, если его покрутить, то в окошке появлялись наши знаменитые корабли, ну а в самой книжке – истории их подвигов. Бриг «Меркурий», фрегат «Орел», линкор «Азов», конечно, броненосец «Потемкин» и крейсер «Варяг». Книжку эту я читал тысячу раз, знал ее наизусть, и все равно: снова и снова крутил этот штурвал, открывал и читал. Про великие морские сражения и победы, про дальние походы, про наших славных героев-моряков. Какие же это храбрые люди! Храбрые и умелые. Ну вот лейтенант Казарский, который повел свой бриг «Меркурий» на два турецких линейных корабля, имея 18 пушек против почти двухсот орудий у турков – и наш «Меркурий» победил!

Потом я чуть подрос и очень полюбил клеить пластмассовые модели. В нашем детстве их было довольно много, самых разных: танки, самолеты, вертолеты, космические корабли... но самое счастье было, когда дарили корабли «обычные», то есть морские! Какой же был восторг: сперва клеить корпус, потом постепенно оснащать его палубой, мачтами, маленькими лесенками и большими пушечками, в общем, всей этой корабельной оснасткой!

-2

И ведь корабль не только клеится: по ходу делу узнаешь очень много и о том, как устроено судно, как что называется на «морском языке» и почему, как корабли сражались раньше и как они сражаются сейчас, в общем, очень познавательная романтика.

Фок-мачта и грот-мачта – какая раньше? Бакштаг или бейдевинд – что лучше и в каких обстоятельствах? Лоцман и боцман – родные братья или двоюродные? «Баковые на бак, ютовые на ют» – а как не перепутать? Почему «контр-адмирал» – он что, против адмирала? Откуда на флоте «салага» и «сачок»? Во сколько точно «адмиральский час», и можно ли, в конце-то концов, испить чаю на клотике? Вот, и множество других замечательных вопросов и ответов!

А потом еще «Морские рассказы» Виктора Конецкого. И «морские» песни Владимира Высоцкого, это мой у него один из самых любимых «циклов». «Правда с качкой у них перебор там, штормы, от вахт не вздохнуть – Но человеку за бортом здесь не дадут утонуть!..»

Да, тут вы спросите – а сам-то, сам: неужели не мечтал сам сделаться моряком, ну или строить уже настоящие суда?»

-3

Мечтал. Но знаете, моряки в моем представлении – это такие «сверхчеловеки» в самом лучшем смысле, обладающие таким набором «сверхчеловеческих качеств» – ну куда уж мне до них!

А потом я однажды попал в Ленинград и в Военно-Морской Музей. Я уже был почти взрослый, но тут... Но тут мигом вернулись все детские эмоции: боже, какой восторг, какое же СЧАСТЬЕ! Корабли, пушки, знамена, карты сражений, батальные полотна знаменитых художников, трофеи и реликвии, и корабли, корабли, КОРАБЛИ!

Помните одну из финальных сцен фильма «Брат-2», там где Виктора Ивановича Сухорукова выводят из дома? Вот и меня так же почти вытаскивали из Военно-Морского музея в момент закрытия, один в один, а я кричал: «Я остаюсь! Я буду здесь жить!» Я останусь здесь, в Музее, и буду каждый день ходить и смотреть, пока не осмотрю всё, всё, пока всё не увижу и руками всё что можно не потрогаю!

-4

Ок, от романтики и лирики – к практике.

Центральный Военно-Морской музей в Санкт-Петербурге – один из старейших в нашей стране и один из крупнейших «морских» музеев во всем мире. История его отсчитывается с 1709 года, когда Пётр Первый упомянул «модель-камору». Да, начиналось всё с «моделей» судов. Но только мы в детстве делали модели для развлечения и познавания, а тогда «корабельные модели» имели крайне важное «практическо-прикладное» значение. Точно «просчитать» ведь характеристики строящегося судна еще не умели. Поэтому сперва строилась «модель в мастшабе», «обкатывалась», и потом на основе такого «судомоделирования» уже строился настоящий корабль.

«Как зачнут корабль который строить, то надлежит мастеру выполнить половинчатую модель на доске, и оную вкупе с чертежом подать в коллегию Адмиралтейскую...» (Предписание 1722 года). Вот так и создавался Морской музей.

Вот, но судостроение развивалось, практическая надобность в моделях постепенно отпадала, и в 1827 году «Морской музеум» был закрыт. К счастью, по историческим меркам ненадолго: в 1867 году состоялось его «Второе рождение».

-5

Сегодня Морской музей – это 2 000 (две тысячи!) уникальных корабельных моделей, начиная, естественно, с ботика самого Петра, «Дедушки Русского флота». Это богатейшая коллекция вооружения, начиная с пушек начала 17 века, и это личное оружие многих наших знаменитых флотоводцев и героев сражений и походов. Это 62 (шестьдесят две!) тысячи картин, полотен, графики и других произведений искусства самых лучших наших маринистов, начиная, естественно, с Айвазовского. Это девятнадцать залов и еще много, много, очень много всего...

Первый «порт приписки» Морского музея – здание Адмиралтейства. В 1939 году экспозиция переехала на Стрелку Васильевского острова, в здание Биржи. А в 2014 году «перебрались» на Площадь Труда, в здание бывших Крюковских казарм.

-6

В общем, Морской музей – это такой как сейчас говорят «маст хэв». То, что обязательно стоит увидеть. Даже если вам кажется, что вы сугубо «сухопутный человек», и ни о какой морской романтике даже думать не хотите. Может, вы просто плохо самого себя знаете, и у вас тоже появится Мечта?

Вот как у меня. Да, пусть я не стал ни моряком, ни «морским инженером», но даю вам честное сухопутное слово: выйду на пенсию – перееду в Питер и упрошу взять меня на работу в Военно-Морской музей. Хоть кем, хоть ночным сторожем или дворником, но зато я каждый день буду ТАМ, и буду ходить, ходить по залам, пока не увижу и не узнаю вот вообще всё...»

В общем, как у любимого Высоцкого: «Всем делам моим на суше вопреки и назло моим заботам на земле – Вы меня возьмите в море, моряки, я все вахты отстою на корабле...»

-7

Ну что ж, спасибо нашему Гостю за его замечательный рассказ! Центральный Военно-Морской музей в Санкт-Петербурге – конечно, один из самых лучших. Его действительно стоит посетить, особенно в преддверии Дня Военно-Морского флота!

Сегодня музей расположен по адресу Площадь Труда, 5. Добраться от нашего отеля Art Nuvo Palace на Васильевском острове, 17-я Линия, д.64 совсем несложно: по Васильевскому острову до Благовещенского моста, перейти на Адмиралтейскую сторону и, как говорят моряки – прямо по курсу!

Наш канал «Дизайнерский отель на Васильевском острове Art Nuvo Palace» – для всех, кто приезжает в Санкт-Петербург. Для всех, кто хочет узнать больше и обо всей Северной столице, и о нашем любимом Васильевском острове, в этом вам помогут наши специальные подборки материалов.

«Прогулки по Васильевскому острову» – обо всех достопримечательностях Острова.

«Знаменитые Островитяне» – о замечательных василеостровцах, которые здесь родились и жили.

«Питерский календарь» – о памятных событиях в истории города.

«Сам себе туроператор» – полезные материалы о поездке и о нашем отеле Art Nuvo Palace.

И да: небольшая подборка «Навстречу Суперкубку». В конце концов, самый первый официальный футбольный матч в России состоялся тоже на Васильевском острове!

Ждем в гости! Всегда ваш – дизайнерский отель Art Nuvo Palace.