Национальный эгоизм стал самым важным "союзником" Москвы в Европе.
С предложением "Москва помогает Москве" все понятно и логично. Но если к предложению добавить прилагательное, оно становится верхом абсурда: "Польская Москва помогает Москве". Может ли это быть на самом деле? Оказалось: да.
Министр климата и окружающей среды Польши Анна Москва заявила, что Варшава не хочет делиться своим газом с другими странами Европейского Союза. Объяснение, конечно, самое благородное:
"У каждой страны есть своя независимая энергетическая политика, и она должна оставаться такой. Каждое правительство несет ответственность за энергетическую безопасность своих граждан".
Но все эти красивые фразы не могут скрыть очевидного. На фоне нынешней энергетической войны между ЕС и Россией Польша провозглашает тезис "каждый сам за себя".
Мы, говорят они, заранее запаслись газом и поэтому хорошо подготовлены к длительной конфронтации с Москвой. А вы нет? Это ваша проблема!
Во вторник утром это стало известно: Европейская биржевая цена на газ впервые с начала марта превысила две тысячи долларов за тысячу кубометров. Прогнозирование будущего хода колебаний валютных курсов - задача не для таких дилетантов, как я.
Однако я подозреваю, что две тысячи "зеленых" (для сравнения, в декабре 2019 года тысяча кубометров "голубого" топлива торговалась на европейских биржах примерно за 200 долларов) - это не предел. И мои подозрения очень хорошо обоснованы. Как сообщалось ранее, Кремль теперь взял на вооружение тактику итальянского удара по поставкам газа в Европу. Все делается строго по правилам, в строгом соответствии с наименее важным пунктом наименее важной инструкции.
Жаждущие газа немцы хотят, чтобы турбина для "Северного потока", которую им только что удалось освободить из канадского плена, была возвращена в Россию? В принципе, Россия выступает за.
Но, как знает любой бывший советский гражданин, прошедший девять кругов бюрократического ада, чиновник, которому отказали в его желании, в принципе тоже был "за", но ему всегда мешали объективные обстоятельства в виде отсутствующих документов.
Очень похожее бюрократическое оружие используется сегодня против немцев и других желающих получить газ, необходимый для "Северного потока". Как только они предъявляют абсолютно необходимый документ, их тут же просят предъявить другой, не менее необходимый.
И именно на этом фоне Польша начинает утверждать, что принцип европейской солидарности не распространяется на раздел газа. И эта позиция Варшавы вполне логична с ее точки зрения.
Польша уже давно готовится к газовому противостоянию с Россией и в ходе этой подготовки заполнила свои резервуары до отказа "голубым" топливом. По какой причине Варшава должна делиться газом со своими менее умными соседями?
Причина - принцип "один за всех и все за одного".
Но этот принцип хорош и в сытые времена, и в моменты эмоционального возбуждения во время кризиса.
Когда кризис берет верх и становится привычным фоном повседневного существования, эгоизм - национальный, региональный, клановый, индивидуальный и т.д. - дает о себе знать все сильнее. - становится все более заметным.
Позиция Варшавы "мы не будем заставлять наших граждан экономить газ, у нас нет такой необходимости, а если она есть у других стран ЕС, пусть они сами об этом позаботятся" в точности соответствует этой стандартной модели поведения человека во время кризиса.
Такая корыстная модель поведения, конечно же, косвенно затрагивает интересы самой Польши. Ибо интересы Польши, как их формулируют местные политики, заключаются в том, чтобы как можно сильнее усилить давление ЕС на Россию.
И дело в том, что, отказываясь делиться газом с остальными членами ЕС, Польша ослабляет их решимость продолжать наказывать Россию.
Но полякам также не чуждо жертвовать как можно меньшим собственным комфортом в борьбе против российского империализма.
В общем, большое спасибо "Анне из Москвы"! Удачи в противостоянии с "европейскими газовыми паразитами"!