Есть еще один вопрос, который беспокоит умы (в большей степени специалистов конституционного права) и отчасти затрагивается учебной дисциплиной "международное право"🌍
Международная правосубъектность субъектов федерации.
Сам по себе вопрос, действительно, возник в рамках конституционного права по нескольким причинам:
- Международное сотрудничество согласно КРФ относится к совместному ведению государства и его субъектов (ст.72 Конституции)
2.субъекты его активно осуществляют (только в ограниченной сфере деятельности)
3. Как-то это должно регулироваться🤷♀️(национальным и региональным законодательством)
✅ действительно, это сфера совместного ведения. Но, ФЗ о международных и внешнеэкономических связях определяет ограниченный круг сфер такого сотрудничества для субъектов Федерации. То есть их правосубъектность уже ограничена. Субъекты РФ всегда выступают, как часть РФ – единого государства.
✅ осуществление проводится в рамках интересов самих субъектов и по согласованию всех действий (и юридического их оформления) с федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, есть контроль и координация. То есть абсолютная самостоятельность в рассматриваемой деятельности достаточно относительна.
✅ КРФ закрепляет право, уставные документы субъектов закрепляют его реализацию, детализация осуществляется тем же ФЗ о международной и внешнеэкономической деятельности субъектов РФ, региональным законодательством в этой сфере (оно есть далеко не у всех).
✅ если субъект принимает решение о необходимости заключения соглашения с административно-территориальным образованием другого государства, то его текст также проходит согласование. А сам документ не имеет силы международного договора РФ (закреплено в ФЗ о международных договорах РФ). Это значит, что России не несет обязательств и ответственности по данных соглашениям и они не подпадают под регулирование Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.
Так, субъект или не субъект международного права наше административно-территориальное образование?
НЕТ❗
ПОЧЕМУ❓
- Субъекты федерации не самостоятельны в своей международной деятельности, они обязаны все согласовывать с вышестоящими органами власти.
2. Они не обладают всеми признаками субъекта международного права (собственной территории нет - она входит в состав государства, собственной идентичности нет - всегда указывается чей это субъект, нормы международного права они не создают)
3. такое сотрудничество субъекты федерации осуществляют в ограниченной сфере деятельности и в соответствии с нормами национального законодательства.
Подводим итог:
Субъекты РФ юридически имеют право и активно осуществляют такую деятельность, как участник международных отношений! Но НЕ СУБЪЕКТ МП🤷♀