Исследователь Л. В. Ланник отмечает кое-что общее в революционных процессах России, Германии и Австро-Венгрии: тыл там рухнул раньше, чем фронт. Единственная разница: Российская империя была в «коалиции победителей», тогда как у стран Центрального блока были исчерпаны практически все возможности к сопротивлению.
Но в целом — довольно похоже. И в России, и в Германии, и в Венгрии (а также и в других странах позднее или даже одновременно, как в Финляндии) были свои «красные и белые».
«Русская революция пришла из тыла на фронт, но не наоборот. Разумеется, решающее значение для её победы имела позиция воинских частей, однако в первую очередь тыловых и запасных, а не находившихся в действующей армии...
Тот же набор участников позднее наблюдался и в революциях в Германии и в Австро-Венгрии, что породило феномен «легенды об ударе ножом в спину...» (с) Л. В. Ланник. Русский фронт, 1914 — 1917 годы.
Коммунистов, сторонников национальной независимости (в частности, поляков в Силезии) и социал-демократов в Германии давили «фрайкоры» — реваншистские организации из фронтовиков, в которых было много офицеров. Давили жестко и без особых сантиментов. Для офицеров фрайкора важным доводом был пример России.
В 1920 году немцы получили «своего Корнилова» — Вальтера фон Лютвица. Произошел «Капповский путч» (по фамилии правого немецкого политика Вольфганга Каппа).
Впрочем, в Германии тогда правые не смогли взять власть (по крайней мере, радикально правые реваншисты, но и Рурское восстание было жестко подавлено, как и прочие «красные» выступления до него). До 1933 года определенное «политическое равновесие» (но весьма шаткое) вроде бы сохранялось. Хотя власти Веймара гораздо мягче относились именно к «правым».
Однако... Рейхспрезидент Германии, бывший имперский фельдмаршал Пауль фон Гинденбург постоянно заявлял о том, что «армию ударили в спину». Примерно так говорил и другой немецкий военачальник — Эрих Фридрих Вильгельм Людендорф.
Ну а сама история об «ударе ножом в спину» стала едва ли не «становым хребтом» идеологии не только нацистов Адольфа Гитлера, но и всех прочих правых партий/движений Веймарской Германии. Например, была такая организация «Стальной шлем, союз фронтовиков», консервативно-монархического толка.
В Венгрии буржуазно-демократическая «Революция астр» привела к появлению Венгерской советской республики. Которая быстро была раздавлена румынскими войсками и местными белогвардейцами. Затем установился авторитарно-консервативный режим Миклоша Хорти, бывшего адмирала Австро-Венгрии.
Но схожие процессы, только более ранние, более масштабные и с другим результатом произошли и в России. Реваншизм, недовольство Брестским миром и «демократизацией», вражда с социалистами — были важными элементами белого движения.
При этом, российские белогвардейцы имели тенденцию к «поправению» (приход к власти А. В. Колчака, неприятие многими белыми лидерами «Учредилки» и вообще всех социалистов, «левая политика правыми руками» П. Н. Врангеля, «Земская рать» М. К. Дитерихса). Удивляться не стоит, что многие представители «белого лагеря» позднее оказались на службе у Гитлера (или японцев).
Но в период Гражданской войны многие белогвардейцы верили в то, что РККА якобы управляют немцы (у некоторых такие убеждения сохранились до самого конца конфликта). А потом... сами оказались на службе у немцев. Некоторые — ещё в период Гражданской. Обвинения большевиков в интернационализме часто тоже смотрятся своеобразно, на фоне многонациональных «группировок» Г. М. Семенова и Б. В. Анненкова, «полевых атаманов».
Часть таких деятелей видела в Гитлере, Муссолини, Франко, Хорти и так далее «альтернативу большевикам и демократам». Да, ведь многие представители «непримиримого лагеря» винили в случившемся не только большевиков, но и эсеров, меньшевиков, кадетов и далее по списку. Опять же немецкие сторонники «удара в спину» тоже обвиняли в случившемся представителей широкого политического спектра, не только коммунистов.
При этом, стоит отметить, что «идеологический спектр» белых в период Гражданской был чрезвычайно широким, оттого далеко не все «бывшие» в эмиграции присоединились к нацистам (например, А. И. Деникин, П. С. Махров или М. А. Кедров).
Таким образом, происходившие в России события в определенной степени не были чем-то уникальным: разборки между разнообразными местными «красными и белыми» при радикализации общества происходили едва ли не повсеместно. Только с разными результатами...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.