Приветствую всех заглянувших, с Вами на связи Зина. Почему-то среди всех снятых Эльдаром Рязановым фильмов, картина "Забытая мелодия для флейты" стоит как-будто особняком. Она не так популярна как другие фильмы режиссера "Ирония судьбы", "Служебный роман", "Гараж", "Жестокий романс" - все эти фильмы часто крутят по ТВ в праздники, но "Забытая мелодию..." показывают очень редко. Не помню даже, чтобы я натыкалась на него, гуляя по каналам телевизора.
Фильм посмотрела только в прошлом году, по рекомендациям из сети, была приятно удивлена фильмом. Это пронзительная и тонкая история любви медсестры и бюрократа на фоне разрушающейся эпохи.
В годы своего выхода фильм пользовался огромной зрительской популярностью и завоевал призы почти всех всесоюзных фестивалей. Почему же сейчас фильм так незаслуженно забыт? Среди знакомых моего возраста фильм практически никто не знает. А фильм - шедевр, многослойный, вызывающий одновременно и смех и слезы.
В прошлом студент консерватории и хороший флейтист, а в настоящем - муж дочери «большого человека», и сам начальник одного из подразделений Главного управления Леонид Семенович Филимонов, однажды почувствовал физическое недомогание: прихватило сердце. И это в неполные сорок лет от роду! Сей неприятный случай послужил поводом для знакомства бывшего флейтиста с молоденькой медсестрой из ведомственной поликлиники Лидой. И закрутился бурный роман…
Фильм снят по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова "Аморальная история", написанной еще в 1976г., но тогда пьесу не согласился ставить ни один театр. И неудивительно, в пьесе сатира на советских чиновников получилась уж очень едкой и острой. Есть мнение, что Рязанов в пьесе и фильме выплеснул все свои претензии к чиновникам от культуры. Забавно, понимал ли тогда Рязанов, что высмеивая советских чиновников, он приближает куда худшие времена... Времена, в которых ему самому уже не найдется места. Может не так глупы были тогдашние "бюрократы"? Как в итоге выяснилось, "бюрократы" как раз и обеспечивали ту среду, в которой родились наши шедевры. Тем более, зная, КТО в дальнейшем пришел на смену этим забавным бюрократам из фильма, персонажи чиновников Гафта, Ширвиндта и Волковой выглядят просто ламповыми и безобидными, уставшими работниками ненужного ведомства. «Мы не пашем, не сеем, не строим. Мы гордимся общественным строем. Мы бумажные важные люди. Мы и были, и есть мы, и будем».
В главной роли фильма Рязанов видел только Филатова, даже согласился ждать актера, пока тот снимался в другой картине. Режиссер времени зря терять не стал, в отсутствии Филатова начал снимать скитания женского хора, который герой Филатова гонял по всей стране. Снимая сцены в горах Рязанов заработал себе микроинсульт. Помните эпизод где тамбовский хор поет в горах для задумчивых чабанов?
Рязанову каждый день вместе со съёмочной группой нужно было подниматься на серьёзную высоту. Резкие перепады атмосферного давления плохо переносят даже здоровые люди, а для слабого здоровья режиссёра это оказалось фатально. В результате у него случился микроинсульт, из-за которого Рязанов оглох на одно ухо – атрофировался ушной нерв. Его положили в больницу и категорически запретили любые физические нагрузки. Но отказываться от задуманного было не в его характере.
Когда Филатов наконец освободился, режиссер мужественно продолжил съемки. Режиссёр рассказывал:
«Особенность первого месяца съёмок заключалась в том, что я лежал в больнице. Помещался там в трёхместной палате. Из двух моих соседей один после тяжёлой операции всё время ночами стонал, а другой был могучий храпун. Так что ночевать в палате я не мог, ибо был обречён на бессонницу. Поэтому я ездил спать домой. В шесть часов утра вставал, завтракал, брился и на машине приезжал в больницу. Без десяти восемь я уже лежал в своей койке, переодетый в больничное, с таким видом, будто провёл в палате всю ночь. Начинался врачебный обход, уколы, процедуры. Около десяти часов я быстро переодевался, бежал вниз к машине и ехал на съёмку. Там, преодолевая недомогание и слабость, орал, репетировал, гонял массовку, снимал и около семи вечера возвращался в больницу».
В итоге Рязанов не пожалел, что ради съемок так рисковал здоровьем, Филатов оправдал все его ожидания. О работе с актёром режиссёр писал: "У нас с Лёней было единомыслие. Не было разногласий, споров. Мне нравилось, как он работает: человек очень точный, дисциплинированный. Лёня удивительно техничен". А Филатов, в свою очередь, признавался, что пошёл к Рязанову "по любви" и что "работать с ним безумно легко и весело".
Сам Филатов тоже недолюбливал чиновников, сценарий фильма ему изначально понравился. В одном интервью Леонид Филатов сказал:
«Я бы, честно говоря, высылал бюрократов в специальные резервации – пусть недалеко от городов, пусть с семьями, чтобы они там занимались общественно полезным трудом. Именно полезным».
Родные актера отговаривали его от съемок, в последствии считали, что ролью Филимонова актер накликал себе ранний уход из жизни. Считается, что нельзя играть собственную смерть и похороны, в фильме Филимонов переживает клиническую смерть и оказывается "по ту сторону двери", так называемом тоннеле мертвых. Я этот момент фильма восприняла как дань моде что ли. Встреча в загробном мире с почившими родителями не вписывается в фильм, выглядит немного притянутой за уши. Колыхающиеся занавески, голые люди на весах, человек в скафандре...Космонавт? Женщина с летним зонтиком. Человек в противогазе. Пара жутких бабушек со скорбным взглядом. И, даже на том свете очередь....Эти сцены выглядят инородно. Вот частушки чиновников в электричке, похождения полюбившегося мне женского хора, фантазии Филимонова - всё к месту, а сцена попадания в загробный мир выглядит как то пафосно и немного наивно. Но, скорее всего, в то время такой трагичный финал произвел на зрителя должный эффект.
Меня, как современного зрителя, не жившего в СССР, фильм зацепил в первую очередь забавным антисоветским пафосом, интересной и сложной любовной линией, и добротной составляющей комедии. Наблюдать за группкой коллег Филимонова было сплошное удовольствие, они как подглядывающие дети : сплетни по углам, подсматривания в окошко - куда и с кем пойдет Филимонов, визиты в гости, якобы справится о здоровье, а на самом деле "пробить обстановку". В фильме очень остроумные и смешные диалоги:
- Развлечься захотелось!
- Нет, не думаю.
- Да? А что вы думаете?
- Ничего не думаю.
- Вам идёт - ничего не думать.
- Вы думаете?
- Я думаю
- Наш Хлестаков работает санитаром в морге.
- Где?
- В морге.
- Очень живой
- Ветчины у меня, извините, нет. Чем вы меня ещё обольщали?
- Икрой.
- Ой, икра есть как раз! Кабачковая!
Моё любимое - "Нас в колхоз нельзя - мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы..."
"Здесь стояли не только часы! Здесь стояло время!"
Я давно так не смеялась, тонкий и остроумный юмор. Интересно, жителям других стран были бы смешны и понятны эти диалоги?
Но всё-таки комедийная составляющая идет фоном, а основная сюжетная линия - любовь Филимонова и медсестры Лиды. Татьяна Догилева - очень удачный выбор режиссера. Всегда с интересом наблюдаю за игрой этой актрисы, у неё огромный диапазон эмоций. Догилева очень живая, она органична и в драме и в комедии. В "Забытой мелодии..." Татьяна отлично сыграла и состояние флирта - влюбленности и надрывной трагедии в финале. В фильме есть пара постельных сцен, о которых актриса вспоминала так:
«В картине «Забытая мелодия для флейты» у нас была постельная сцена с Филатовым. Легли мы с Лёней в постель, и вдруг он спрашивает: «Ты своему Мишке расскажешь?» – «Конечно, а как же!» – «А я Нинке не буду». Снимали в павильоне, где стоял адский холод, и сначала надо было добиться, чтобы пар изо рта не шёл. Потом, конечно, мы с Лёней немножечко заволновались, потому что, грубо говоря, в институте этому не учат. Это сейчас все кинулись «клубничку» снимать, но у нас, в принципе, в традиции этого нет, не очень-то мы такие вещи умеем играть.
Многие картины Эльдара Рязановы вызывают и смех и слезы, "Забытая мелодия для флейты", не смотря на отличную комедийную составляющую, всё-таки грустный фильм. Финал намекает, что в итоге побеждает расчёт а не чувства. А мне, в свою очередь, очень жаль героиню Купченко, нелюбимую жену Филимонова. А вам?
Спасибо, что дочитали. Читайте так же:
#советские мелодрамы #эльдар рязанов #леонид филатов #забытая мелодия для флейты #татьяна догилева #кино