Найти тему

Благородство святого дела

-2
-3

На гладких глянцевых листах – ровные рукописные строчки: имена, отчества, фамилии тружеников Уральского танкового завода № 183. Потомственный тагильский художник Наталья Бортнова заполняет Книгу Памяти, подаренную Уралвагонзаводом храму во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Стиль письма – древнерусский, выдержанный и в обложке, и в оформлении страниц.

– Я воцерковленный человек, – говорит о себе Наталья Бортнова. – Свободно читаю Псалтырь и другие церковные книги, поэтому легко пишу на древнерусском языке. Испытываю благоговение, благодарные чувства к участникам проекта «Книга Памяти: у станка – как на фронте». Это доброе дело достойно уважения. Рада, что тоже причастна к сохранению памяти об уралвагонзаводцах – тружениках тыла. Сделала несколько образцов надписей и пришла к выводу, что тушь и перо – самый оптимальный вариант для заполнения книги: получается красиво, изящно и не смазывается.

Заполнение книги – тяжелый и кропотливый труд. Рука, голова, шея, спина долгое время находятся в одном положении. Некоторые страницы приходится прижимать грузом, чтобы выпрямить их. После часа письма обязательно нужно размяться, поэтому работа порой растягивается на целый день. Когда страница дописана, она покрывается тканью, чтобы ни одна пылинка не садилась.

– Вдохновляет благородство этого святого дела, – признается Наталья Петровна. – За работу сажусь с молитвой. Стараюсь не смотреть назад – только вперед. Поначалу у меня не получалось писать по 90 имен в день, я не знала, как приспособиться, даже возникала мысль отказаться. Со временем выработалась техника письма, появилась скорость. Пробовала писать больше, но получила такое переутомление, словно сдавала тяжелейший экзамен.

С перышками художнице повезло. С советских времен, со студенческих лет у Натальи Бортновой осталась горсточка хороших, удобных стальных перьев – сейчас таких не продают.

– Шариковой ручкой не так «вкусно» писать, как перышком, – уверена Наталья Петровна. – У меня была пятерка по чистописанию, я любила этот предмет, обожала закручивать хвостики и петельки у букв. Пригодились и уроки шрифта в художественном училище: соблюдение пропорций, расстояние между буквами, ориентация на верхний край, чтобы строчки были ровными. Заполнение Книги Памяти напоминает мне создание офорта – такая же кропотливость, внимание к мелочам. Никогда не жалела о выборе творческой профессии – это большое удовольствие и духовное удовлетворение.

Текст: Марина Карачева. Фото: Дмитрий Хакимов.