Найти тему
Серебряный Месяц

Чудесным Кораллом владели оперный тенор Леня и Великий князь Дима, но достался он белоэмигранту Боре (О звезде балета и кино Вере Каралли)

"В России нужно жить долго", - сказал как-то мудрый Корней Чуковский. Но пример нашей героини показывает, что, уехав из России, можно и нужно жить долго. Вера Алексеевна Каралли (кстати, в некоторых источниках - Коралли) это продемнстрировала ярко и наглядно. Впрочем, иначе она и не умела.

Ярославские и московские театральные страдания

Если ты родилась в семье театрального режиссера и ведущей актрисы Ярославского драматического театра имени Федора Волкова, то путь-дорожка судьбы сама приведет тебя к сценической карьере. Так и случилось с Верочкой, которая с детских лет пропадала за кулисами, изучив репертуар старейшего в России театра, а с 12 лет училась в московском театральном училище, куда ее благословили творческие родители.

Папа-режиссер
Папа-режиссер

Характер у Веры оказался в отца, обрусевшего грека Каралли-Торцова, который перенес немало испытаний, чтобы достичь высот режиссерского мастерства. У дочери в Москве доктора обнаружили серьезное заболевание позвоночника, настояв на полугодичном (!) постельном режиме. Сила воли и постоянные упражнения победили болезнь, и Верочка возвращается в училище, но уже на хореографическое отделение, поскольку определилась, что больше ее тянет к балетной сцене.

Красавица Верочка
Красавица Верочка

Балет так балет. Тем более, Россия и в начале века двадцатого была в области балета "впереди планеты всей". Педагог-балетмейстер Горский увидел в юной красавице будущую приму и взял под свою опеку. Шутка ли, Вере еще не исполнилось 18, а она уже являлась "корифейкой" Большого театра, а вскоре получила главную роль в "Лебедином озере", затмив в этом образе великую Анну Павлову.

Соловей-Разбойник Леня

Эх, знал бы Александр Горский, сутками напролет отрабатывая балетные па с любимой ученицей, что готовит ее для "первого тенора России" Леонида Собинова. "Соловей" оперной сцены стал для девушки "Соловьем-Разбойником", подчинившим себе юную балерину. В качестве гражданской жены Вера ухаживала за "Орфеем русской сцены", делая ему теплые компрессы на певческое горло, готовила специальные яблочные чаи, ублажала как могла.

Соловей-Разбойник Собинов
Соловей-Разбойник Собинов

Только вот Собинов, будучи почти на два десятка лет старше Верочки, не смог оценить ее преданности и любви к нему. Имея двух сыновей от первой супруги, Леонид Витальевич не пожелал ребеночка от Каралли, заставив ее сделать аборт. Больше детей иметь Вера Алексеевна не смогла. Тем не менее, с обидами и расхождениями этот гражданский брак продержался лет семь-восемь, что весьма немало.

Не убий и не участвуй в убийстве...

Но из треснувшей чашки чайку много не выпьешь. Ни яблочного, ни бергамотового. Каралли уходит от Собинова. И сразу попадает в объятия кузена императора, Великого князя Дмитрия Павловича. Какая любовь, какие чувства!

Великий князь Дмитрий Павлович
Великий князь Дмитрий Павлович

Только опять внешние обстоятельства вмешиваются в этот шикарный роман. Дмитрий Романов вместе с другом Феликсом Юсуповым и "дядькой Черномором" Пуришкевичем замышляют убийство Григория Ефимовича Распутина, приманкой для Друга Царской Семьи выбрав женщину. По разным версиям этой наживкой на крючке убийц-"распутиноловов" стали Ирина Юсупова и (или) Вера Каралли. Во всяком случае, многие источники говорят о том, что Вера была во дворце Юсуповых, когда совершалось злодеяние.

Красота должна спасать, а не убивать
Красота должна спасать, а не убивать

Не случайно, наказание от императорской семьи (пусть и не самое очевидное) последовало и для Веры Каралли. В ее творчестве наступило глубокое затишье, поскольку Веру не стали приглашать ни в кино, ни в театр. К этому времени (декабрь 1916 года) она была не только примой балетной сцены, но и кинозвездой русского кинематографа. Фильмы с ее участием собирали полные залы, ей аплодировали, ее любили зрители.

Борис, ты прав!

Ко всем неприятностям добавилась и главная беда России - революция. Вера принимает решение уехать из "кровью умытой" страны. И снова ее выручает сильный характер и умение не подчиняться обстоятельствам и "не прогибаться под изменчивый мир".

Вера Каралли погрузилась в работу, чтобы забыть о личных переживаниях. Она успешно выступала с труппой Сергея Дягилева, сотрудничала с кинорежиссерами Германии и Франции. Съемки в фильме «Месть женщины» сделали ее одной из самых знаменитых актрис Европы.

Звезда балета и кино
Звезда балета и кино

В 1920 году Каралли давала благотворительные концерты в Париже, чтобы собрать средства в пользу нуждающихся русских эмигрантов, и, конечно, не знала, что в это время (осень 1920-го) пароход "Афон" увозит из Крыма ее будущего мужа Бориса Шишкина, бойца Русской армии, воевавшего за единую и неделимую Россию под командованием генерала барона Врангеля.

Где же мой суженый?
Где же мой суженый?

Позже она переехала в Литву, в город Каунас, где создала студию балета, а в 1930-е годы работала балетмейстером в Румынской опере. С началом Второй мировой войны Вера Каралли перебралась в Австрию. Все эти годы она следила за судьбой Дмитрия Павловича: знала о его женитьбе, сочувствовала неудачам в карьере. Великий князь умер в Швейцарии в 1942 году. В том же 1942 Вера выйдет замуж за Бориса Александровича Шишкина, ставшего ей надежным другом на последующие 30 лет.

Так проходит мирская слава

Не станет Веры Алексеевны в ноябре 1972 года. Ей было 83. К этому времени (на полгода раньше ее) уйдет в мир иной и Борис, советские хоккеисты сыграют великую суперсерию с "хвалеными канадскими профессионалами", а наши баскетболисты на Олимпиаде в Мюнхене сотворят легендарную историю победных "трех секунд" в финале с американцами.

В России (и не только) надо жить долго. Чуковский тут прав абсолютно. Остается добавить, что Вера Алексеевна очень хотела вернуться в Россию, подавала прошение на имя дорогого Леонида Ильича, даже успела получить советский паспорт. Не успела только приехать из австрийского Бадена в советскую Москву.

Ярчайшая жизнь, как и любая другая, тихо заканчивается...

Sic transit gloria mundi