"В России нужно жить долго", - сказал как-то мудрый Корней Чуковский. Но пример нашей героини показывает, что, уехав из России, можно и нужно жить долго. Вера Алексеевна Каралли (кстати, в некоторых источниках - Коралли) это продемнстрировала ярко и наглядно. Впрочем, иначе она и не умела.
Ярославские и московские театральные страдания
Если ты родилась в семье театрального режиссера и ведущей актрисы Ярославского драматического театра имени Федора Волкова, то путь-дорожка судьбы сама приведет тебя к сценической карьере. Так и случилось с Верочкой, которая с детских лет пропадала за кулисами, изучив репертуар старейшего в России театра, а с 12 лет училась в московском театральном училище, куда ее благословили творческие родители.
Характер у Веры оказался в отца, обрусевшего грека Каралли-Торцова, который перенес немало испытаний, чтобы достичь высот режиссерского мастерства. У дочери в Москве доктора обнаружили серьезное заболевание позвоночника, настояв на полугодичном (!) постельном режиме. Сила воли и постоянные упражнения победили болезнь, и Верочка возвращается в училище, но уже на хореографическое отделение, поскольку определилась, что больше ее тянет к балетной сцене.
Балет так балет. Тем более, Россия и в начале века двадцатого была в области балета "впереди планеты всей". Педагог-балетмейстер Горский увидел в юной красавице будущую приму и взял под свою опеку. Шутка ли, Вере еще не исполнилось 18, а она уже являлась "корифейкой" Большого театра, а вскоре получила главную роль в "Лебедином озере", затмив в этом образе великую Анну Павлову.
Соловей-Разбойник Леня
Эх, знал бы Александр Горский, сутками напролет отрабатывая балетные па с любимой ученицей, что готовит ее для "первого тенора России" Леонида Собинова. "Соловей" оперной сцены стал для девушки "Соловьем-Разбойником", подчинившим себе юную балерину. В качестве гражданской жены Вера ухаживала за "Орфеем русской сцены", делая ему теплые компрессы на певческое горло, готовила специальные яблочные чаи, ублажала как могла.
Только вот Собинов, будучи почти на два десятка лет старше Верочки, не смог оценить ее преданности и любви к нему. Имея двух сыновей от первой супруги, Леонид Витальевич не пожелал ребеночка от Каралли, заставив ее сделать аборт. Больше детей иметь Вера Алексеевна не смогла. Тем не менее, с обидами и расхождениями этот гражданский брак продержался лет семь-восемь, что весьма немало.
Не убий и не участвуй в убийстве...
Но из треснувшей чашки чайку много не выпьешь. Ни яблочного, ни бергамотового. Каралли уходит от Собинова. И сразу попадает в объятия кузена императора, Великого князя Дмитрия Павловича. Какая любовь, какие чувства!
Только опять внешние обстоятельства вмешиваются в этот шикарный роман. Дмитрий Романов вместе с другом Феликсом Юсуповым и "дядькой Черномором" Пуришкевичем замышляют убийство Григория Ефимовича Распутина, приманкой для Друга Царской Семьи выбрав женщину. По разным версиям этой наживкой на крючке убийц-"распутиноловов" стали Ирина Юсупова и (или) Вера Каралли. Во всяком случае, многие источники говорят о том, что Вера была во дворце Юсуповых, когда совершалось злодеяние.
Не случайно, наказание от императорской семьи (пусть и не самое очевидное) последовало и для Веры Каралли. В ее творчестве наступило глубокое затишье, поскольку Веру не стали приглашать ни в кино, ни в театр. К этому времени (декабрь 1916 года) она была не только примой балетной сцены, но и кинозвездой русского кинематографа. Фильмы с ее участием собирали полные залы, ей аплодировали, ее любили зрители.
Борис, ты прав!
Ко всем неприятностям добавилась и главная беда России - революция. Вера принимает решение уехать из "кровью умытой" страны. И снова ее выручает сильный характер и умение не подчиняться обстоятельствам и "не прогибаться под изменчивый мир".
Вера Каралли погрузилась в работу, чтобы забыть о личных переживаниях. Она успешно выступала с труппой Сергея Дягилева, сотрудничала с кинорежиссерами Германии и Франции. Съемки в фильме «Месть женщины» сделали ее одной из самых знаменитых актрис Европы.
В 1920 году Каралли давала благотворительные концерты в Париже, чтобы собрать средства в пользу нуждающихся русских эмигрантов, и, конечно, не знала, что в это время (осень 1920-го) пароход "Афон" увозит из Крыма ее будущего мужа Бориса Шишкина, бойца Русской армии, воевавшего за единую и неделимую Россию под командованием генерала барона Врангеля.
Позже она переехала в Литву, в город Каунас, где создала студию балета, а в 1930-е годы работала балетмейстером в Румынской опере. С началом Второй мировой войны Вера Каралли перебралась в Австрию. Все эти годы она следила за судьбой Дмитрия Павловича: знала о его женитьбе, сочувствовала неудачам в карьере. Великий князь умер в Швейцарии в 1942 году. В том же 1942 Вера выйдет замуж за Бориса Александровича Шишкина, ставшего ей надежным другом на последующие 30 лет.
Так проходит мирская слава
Не станет Веры Алексеевны в ноябре 1972 года. Ей было 83. К этому времени (на полгода раньше ее) уйдет в мир иной и Борис, советские хоккеисты сыграют великую суперсерию с "хвалеными канадскими профессионалами", а наши баскетболисты на Олимпиаде в Мюнхене сотворят легендарную историю победных "трех секунд" в финале с американцами.
В России (и не только) надо жить долго. Чуковский тут прав абсолютно. Остается добавить, что Вера Алексеевна очень хотела вернуться в Россию, подавала прошение на имя дорогого Леонида Ильича, даже успела получить советский паспорт. Не успела только приехать из австрийского Бадена в советскую Москву.
Ярчайшая жизнь, как и любая другая, тихо заканчивается...
Sic transit gloria mundi