Мы уже говорили о наших возможностях как наблюдателей находящихся в трёх мерном пространстве или третьем измерении. Здесь вполне справедливо опираться на пять постулатов Евклида как основы для реальных знаний нашего мира. Можем ли мы вполне реально опираться на опровержении или отказе от пятого постулата? По умолчанию пятый постулат предполагает конечность параллельных прямых находящихся в одной плоскости при этом протяженность этих линий может иметь любые допустимые значения. Что это означает в практической реальности? Мысленно нам кажется что эти линии можно продолжать сколько угодно вплоть до нескончаемой бесконечности.Не так ли? Эта ситуация как бы совпадает с проблемой невозможности назвать самое большое число поскольку к любому гигантскому числу якобы можно прибавить хотя бы единичку. Так ли это? С одной стороны нам естественно просто воспринимать любую конечность. С другой стороны любая бесконечность реально не достижима для нашего сознания. Здесь без всякой иронии и юмора следует обратиться к премудрости изречения Козьмы Пруткова- нельзя объять необъятное. Не так ли? С третьей стороны мыслители пользующиеся инструментом бесконечности как бы вопреки этому объяли необъятное?!...Вот какая заморочка! Наверное эти мыслители обладают сверх способностями? Однако нам не совсем понятно то ли они гении то ли они сумасшедшие то ли просто мошенники? С четвёртой стороны формально мы можем понять что мы встаём здесь на путь по которому можно идти и идти без обнаружения конца. Однако при этом нам уже трудновато представить и конечность так как мы уже потеряли само начало пути автоматически как исчезнувшую за горизонтом точку отсчёта. Вернёмся однако к реальности трезво оценив наши возможности и на некоторое время отбросим эти виртуальные игры ума чтобы не заблудиться окончательно. Заодно мы всё таки не теряем надежды оценить границы приложимости этой таинственной бесконечности. Поскольку бесконечность не вписывается в фундаментальный принцип двойственности где всегда в подобных случаях есть начало но должен быть и конец понятие бесконечности означает состояние полной неопределённости. Это естественный предел конечности наших наблюдений исследований и получения знаний. Этот предел может как расширяться так и сокращаться подчиняясь поставленным задачам практики. Как правило расширение границ наблюдений влечёт за собой уменьшение точности или достоверности получаемых результатов в чём практика всегда заинтересована устанавливая оптимальный баланс между разумными границами при допустимых потерях в достоверности. Однако в виртуальных теоретических играх ума начиная с математики о таких ограничителях просто забывают увлекаясь произвольно правилами установленными в этих играх и порой полностью отрываясь от реальности. Можно ли назвать самое большое число?В практике это вполне возможно но в виртуальных играх такого числа нет. Разобравшись с пятым постулатом Евклида перейдём к вопросу о четвёртом измерении. Может ли время считаться полноценной четвёртой координатой? Начнём с того что уже существующие научные представления о времени мягко говоря оставляют желать много и много лучшего. На наш взгляд в этом вопросе уже давно потерян как здравый так и физический смысл. Может быть история этой болезни началась с изобретения механических часов? Как бы там ни было но хронометраж времени привёл к изобретению единиц времени совершенно как бы не связанных с жизнедеятельностью живых существ в том числе и нас с Вами как наблюдателей или учёных с одной стороны. Время осознаётся нами косвенно как некий параметр например измерения скорости течения тех или иных процессов. Мы делим время на прошлое настоящее и будущее. И здесь действует неумолимый принцип. Чем шире мы раздвигаем круг нашего восприятия тем менее достоверным оно становится. Прошлое уходит и может сохраняться условно в нашей памяти как воспоминание то есть виртуально или не реально. С будущим ещё хуже того. Наши прогнозы слишком часто не совпадают с наступающей реальностью.Путешествие во времени остаётся для нас фантастикой. Не так ли? Время не является четвертой полноценной координатой. Оно может быть таковой пожалуй как результат виртуальных игр ума.