Найти в Дзене

Чем хорош моксонидин при гипертонии? И чем он не хорош

Ох, и любят же у нас в России моксонидин и физиотенз! Снижает артериальное давление (АД) он чаще всего действительно мощно. Но не надолго. Любовь к моксонидину/физиотензу в основном распространена среди пациентов, и в меньшей степени — среди врачей. В Европе его тоже применяют, но там он отнюдь не на первых местах среди препаратов для лечения артериальной гипертонии. Почему так? Дело в том, что отсутствуют исследования с моксонидином, где оценивалось бы его влияние на так называемые «твердые конечные точки». Это клинически значимые исходы: инсульт, инфаркт миокарда, смерть из-за сердечно-сосудистых причин. С некоторых пор «хорошим тоном» для антигипертензивного лекарственного препарата стала не только его способность снижать уровень АД, но и благотворно влиять на органы, которые наиболее уязвимы при гипертонии: мозг, сердце, почки. Ну и сосуды, конечно. В связи с этим фармкомпании полюбили одно время сравнивать свои лекарства от гипертонии с атенололом: он давление снижает, но этим вс

Ох, и любят же у нас в России моксонидин и физиотенз! Снижает артериальное давление (АД) он чаще всего действительно мощно. Но не надолго. Любовь к моксонидину/физиотензу в основном распространена среди пациентов, и в меньшей степени — среди врачей.

В Европе его тоже применяют, но там он отнюдь не на первых местах среди препаратов для лечения артериальной гипертонии. Почему так?

Дело в том, что отсутствуют исследования с моксонидином, где оценивалось бы его влияние на так называемые «твердые конечные точки». Это клинически значимые исходы: инсульт, инфаркт миокарда, смерть из-за сердечно-сосудистых причин. С некоторых пор «хорошим тоном» для антигипертензивного лекарственного препарата стала не только его способность снижать уровень АД, но и благотворно влиять на органы, которые наиболее уязвимы при гипертонии: мозг, сердце, почки. Ну и сосуды, конечно.

В связи с этим фармкомпании полюбили одно время сравнивать свои лекарства от гипертонии с атенололом: он давление снижает, но этим все и исчерпывается. Дополнительных доказанных позитивных эффектов у него нет. А вот ингибиторы АПФ, сартаны, антагонисты кальция, тиазидные диуретики — они имеют серьезную доказательную базу, полученную в исследованиях с оценкой их влияния на прогноз. Т.е. те самые «твердые конечные точки». Нам ведь важно что? Не циферки красивые на табло прибора. А чтобы пациент дольше прожил, чтобы инсульт, если и случился, то не в 60 лет, а в 80 (хотим мы или нет, но половина людей умрет от сердечно-сосудистых болезней — главное, чтобы не слишком рано). И вот насчет физиотенза/моксонидина таких данных практически нет. Особенно если сравнить с изобилием таких данных по многим другим лекарствам.

Еще один недостаток физиотенза — то, что его приходится принимать до трех раз в день, что связано с достаточно быстрым выведением препарата.

В качестве четвертого или пятого лекарства при устойчивой к лечению гипертонии — да, я за физиотенз в такой ситуации, когда совладать с гипертонией тяжело. От безысходности мы его тогда применяем. Но я никогда не начинаю лечение с физиотенза/моксонидина.

Помню, одна пациентка хвалила наш российский моксонидин — во рту от него не сохнет, как от физиотенза. Я думаю, читатели уже поняли, почему это так?

Если вам интересно то, о чем я пишу - прошу поддержать лайком и приглашаю подписаться на этот мой дзен-канал, или мой медицинский блог в ВКонтакте https://vk.com/dr.zafiraki и в Телеграм https://t.me/+fpaUxN6czkI4Yjgy