5
Все сели за накрытый стол. Перед этим мои племянницы принесли воинам воды, чтобы умыться. И чистая, свежая вода сняла их усталость и пыль дорог.
Тяготы проделанного пути были позади. Это касалось не только расстояния, преодолённого воинами от княжеского града до нашего селения, но и всего сражения с князем и тьмой, спустившейся много солнц назад на Северные земли.
Все были рады вернуться домой. Ведмурд не был здесь с того самого дня, когда они с Демидом, умчались прочь на выручку войску старого князя. Я провожала их тогда на пороге и молила Богов о скорейшем возвращении.
Кто мог знать, что до нашей встречи пройдёт столько времени, появятся и подрастут наши с Демидом дети, а также дети его братьев, и много воды утечёт в бурных реках Северного края.
Разговор за столом шёл о переезде Цветаны с сыном в город, о проведении обряда принятия княжеского венца, об организации праздника и приглашении на него гостей.
- Отец с матушкой с радостью приедут сюда, - сказал Вышеслав, - они часто вспоминали гостеприимный дом и ваш прекрасный терем.
- Как я скучала по родным, - сказала княжна, - мой дорогой брат Яромир и его супруга всегда были в моём сердце. Но я даже не могла послать им весточку, что жива, чтобы они не оплакивали меня и не приносили верчи Богам о моей душе.
- Волхвы говорили нам, что не чувствуют вас в царстве Мары и, возможно, вы бродите посреди миров, - сказал княжич Южной стороны, - но всё оказалось гораздо лучше - вы живы.
- Это всё благодаря семье воинов Перуна, которые спасли нас, ценой собственных лишений и испытаний. - сказала Цветана, с благодарностью глядя на меня, Демида и Ведмурда.
Наследник тоже глянул в их сторону.
- Расскажите, как вы стали волхвом, - попросил он, обращаясь к служителю Велеса, - я слышал, что раньше вы были воином огня и погuбли, призвав Последнюю Силу.
- Так и было, - ответил Вердмурд, - вместе с княгиней, матерью Доброслава, и большим количеством вражеских воинов, я ушёл на границу миров. Но не смог преодолеть путь в царство Мары. Боги избрали для меня иной. На поле брани, к моему почти бездыханному телу, пришёл старик, бывший воин и ученик волхва, который забрал меня в свою избу, исцелил мои раны и дал свой посох. Тот вывел меня к капищу, где волхвы, ушедшие из наших земель, ждали времени возвращения света на северные земли.
- А большой чёрный волк, что в итоге победил колдуна, кто это был? Не могло обычное животное быть таким умным и сильным духом, - спросил Вышеслав.
- Это предок моей невестки, - улыбнулся волхв, глянув на меня, - он искуплял свою человеческую жизнь, пребывая в теле волка. Ещё находясь в этом селении он помогал мне защищать родных, а когда пришло время идти к волхвам - отправился со мной.
- Жаль, что дедушка не вернулся, - проговорила Радамила.
- Он скоро будет с нами, - загадочно проговорил волхв, - раньше, чем вы думаете.
- А что происходит в нашем селении? - подключился к разговору Демид, - как поместники, которых прислал князь? Доброслав распорядился поменять их.
- Мать Бартана не пережила ночь битвы с тьмой, её на днях проводили в последний путь. А двое других - сложили свои полномочия, и на завтра у нас назначен общий сход, чтобы выбрать своих старейшин. - сказала я.
- Это должны быть знающие люди, которые смогут восстановить наше селение и вывести его из бедственного положения, - продолжал мой Ладо, - сюда скоро прибудут повозы с зерном. Его надо будет распределить по всем жителям, чтобы каждый мог засеять свой надел. И так будет по всем нашим землям.
- Откуда столько запасов зерна? - удивились мы с Цветаной.
- Из закромов князя! - усмехнулся Демид, - он держал урожай в своих зерновых, ждал, пока тот испортится, но не отдавал людям. Боги уже покарали его за это.
- Мы завтра придём на сбор, - сказал Доброслав, - надо мне вспомнить, как выступать перед людьми. А после все вместе отправимся в город. Вы же поедите со мной? - он взглянул на меня и Демида. - Я хочу, чтобы ваша семья присутствовала на обряде принятия княжеской власти.
Цветана согласно кивнула и вопросительно посмотрела не меня.
- Млада, за столько солнц ты стала мне сестрой, - тихо проговорила она, - я бесконечно благодарна тебе за всё, что вы с бабушкой для меня сделали. Без вас не было бы ни меня, ни Светозара. И я хочу, чтобы на княжеском обряде ты была рядом, как моя названая сестра.
Слёзы подступили к моим глазам, но я сдержала себя. Слишком много глаз сейчас было устремлено на нас.
- Я с радостью сопровожу тебя, - ответила я, - но после мне надо будет вернуться, здесь вся моя жизнь.
Обведя глазами дом, я поняла, что не представляю себя в других стенах, так дороги мне этот дом и земля. Все самые счастливые и тревожные моменты жизни прошли здесь. И я не представляла, как могу уехать в другой дом.
- Я не буду тебя неволить, но знай, что я хочу, чтобы ты осталась со мной в городе. - ответила Цветана, - мне нужны рядом люди, которым можно доверять.
После этих слов, я поняла, что недаром видела себя с Демидом в незнакомых покоях. Видимо, нам было суждено провести какое-то время в княжеском граде. Мой Ладо должен помочь Доброславу наладить управление Северными землями и обеспечить безопасность княжеской четы и их сына. Ведь среди дружинников и местных жителей могли остаться пособники князя-завоевателя, маскирующиеся под наших друзей.
Будто прочитав мои мысли, княжич проговорил:
- Вы необходимы мне в городе, - сказал он, обращаясь к нам, - я прошу вас поехать с нами. Вокруг слишком мало людей, кому я могу доверять. А вы - одни из них.
Демид ответил согласием, и я поняла, что моя жизнь скоро измениться.
Мужчины заговорили о своём, а ко мне наклонилась Цветана и негромко проговорила:
- Возьмём с собой ещё и Радамилу - они со Светозаром лучшая поддержка друг другу, а вот младших бы я пока не брала. Терем сильно повреждён огнём, для детей там может быть опасно.
- Тогда я смогу уехать лишь ненадолго, - сказала я, не представляя себе разлуку с сыновьями.
- Уверена, что наши покои отремонтируют быстро, и ты сможешь перевести в город всю свою семью.
Княжна говорила так уверенно, а я не хотела её расстраивать тем, что не готова покинуть родной дом. Ни один княжеский терем не заменит мне милых сердцу стен, густоту леса, свежесть ручья, тропинку, ведущую к бабушкиному домику, и её саму, неизменно поддерживающую меня в самых сложных ситуациях. Она была уже слаба, и нуждалась в моей помощи.
- Я буду с тобой на первых порах, а дальше посмотрим, - ответила я Цветане.