Белорусские ярмарки, на которых можно "затариться" копченой колбаской или сгущенкой "Рогачев" - вчерашний день. Настоящие знатоки белорусского рынка едут в Минск и Гомель за автомашинами - новыми и поддержанными. И это не продукция белорусского автопрома, хотя и в Белоруссии производятся легковые автомобили, поступающие затем на рынок под китайскими и европейскими брендами, а транспорт всех марок, включая продукцию Kia, BMW, Toyota, Nissan и других автоконцернов.
Белорусский авторынок "рулит"
Считается, что, покупая машину в Белоруссии, можно неплохо сэкономить - разница цен составляет около 10-15% и даже больше в пользу наших соседей, что является немаловажным преимуществом во время кризиса, заставляющего считать каждую копейку. Вдобавок многие бренды, покинувшие за последние месяцы российский рынок, не собираются уходить из Белоруссии и получают неплохую выгоду за счет автотуров из соседней республики.
Несмотря на валютные кульбиты, среднестатистический гражданин России по-прежнему зарабатывает больше, чем белорус, и не спешит расстаться с привычками недавних тучных лет. Некоторые предприимчивые граждане и даже юрлица уже начинают зарабатывать на перегоне "под заказ" автомашин из Белоруссии в Россию. Кажется, совсем немного, и мы увидим автотуры - подобие популярных в начале "нулевых" шуб-туров, обогативших меховщиков Греции. Но так ли выгодно приобретать машину в Белоруссии, как кажется на первый взгляд? И какие "подводные камни" таят подобные путешествия?
Экономия работает
Начнем с того, что для поездки в Белоруссию по-прежнему не требуются ни загранпаспорт, ни виза, так что граждане России, которые отправляются в Синеокую на пару недель или месяцев, чувствуют себя там как дома. Поскольку Россия и Белоруссия являются странами-членами Таможенного союза, автомобилисту, покупающему машину в Белоруссии, не придется платить даже символическую таможенную пошлину, да и постановка на учет купленного в Белоруссии автомобиля осуществляется в России без лишних проблем.
Размер обязательного к уплате утилизационного сбора в России и Белоруссии примерно одинаков - около 10 тысяч российских рублей. Даже с учетом оплаты регистрационных действий и расходов, необходимых для получения сертификата безопасности, переплата составляет около 100-120 тысяч рублей - явно меньше, чем ожидаемая экономия. Кроме того, банки Белоруссии без проблем принимают российские рубли, а автосалоны работают с картами и российских, и международных платежных систем.
И все-таки, отправляясь за машиной в Белоруссию, стоит запастись и местной валютой - белорусскими рублями, которые даже после недавней деноминации по старой памяти называют "зайчиками". Предосторожность на случай глобальных и личных форс-мажоров никогда не помешает!
Узелки на память
И все-таки следует держать в памяти и дополнительные расходы, которые часто остаются незамеченными даже привыкшим к экономии гражданам. Во-первых, нужно проверить, не попал ли интересующий вас автомобиль в Белоруссию из какой-либо третьей страны и были ли уплачены при ввозе все обязательные платежи. Если вы пропустите эту "мелочь", то впоследствии вас может ждать неприятный сюрприз.
Во-вторых, если купленную в Белоруссию машину ввозит в Россию не "физик", а юрлицо, необходимо предоставить статистическую форму в таможенные органы не позднее чем через 10 дней месяца, следующего за отчетным. Иначе импортеру могут выписать штраф в 50 тысяч рублей, "обнуляющий" немалую часть сэкономленных финансов.
И наконец, покупая машину в Белоруссии, вам предстоит заплатить за железнодорожный, автобусный или авиабилет в один конец и за бензин, который "проглотит" ваше авто на обратном пути, не говоря о расходах на собственное питание, проживание в мотелях или гостиницах и так далее. Вот почему в Белоруссию за машинами отправляются прежде всего жители близких к этой республике регионов, а также предусмотрительные москвичи и петербуржцы, реже - автомобилисты из регионов Урала и Сибири, которые ищут и находят альтернативные способы сэкономить при покупке авто.
К примеру, запасаются деньгами и едут в территориально близкий Казахстан, бизнес которого тоже не упускает возможности выручить россиян, не забывая о собственной выгоде.
А вам приходилось ездить за покупками в Белоруссию?