На улице стоит прекрасная погода, а это значит - самое время для путешествий! Что может быть лучше, чем сесть в свою любимую машину и отправиться навстречу приключениям? Да, когда у тебя есть авто, на котором можно путешествовать, появляется огромный выбор, куда можно отправиться. Хочешь, езжай в экспедицию в самые труднодоступные места, а если времени на это нет, можно и на речку сгонять, шашлыков пожарить.
Но, конечно, отдых на речке это не то же самое, что внедорожная экспедиция. На речку можно и на самой простой машине смотаться, а чтобы проехать по бездорожью потребуется подготовленный внедорожник. Для разного формата путешествий нужен разный уровень подготовки автомобиля.
Вот об этом мы и поговорим. Сейчас я расскажу на какие классы делю автомобили для путешествий, какой считаю лучшим, и почему он лучший, с моей точки зрения.
Итак, по моему мнению, существуют:
1. Стоковый автомобиль
2. Подготовленный грузовичок
3. Авто со спальником
4. Микроавтодом
5. Мини-автодом
6. Полноценный автодом
А теперь поподробнее:
Стоковый автомобиль
Я надеюсь, не нужно объяснять, что стоковый автомобиль – это автомобиль без каких-либо доработок. То есть ты берёшь совершенно любую машину и отправляешься в путешествие. Это может быть всё что угодно: от Оки до Ленд Крузера. Закидываешь вещи в багажник и едешь куда глаза глядят. Как правило, авто без какой-либо подготовки не используют для длительных путешествий, на таких машинах люди отправляются в отпуск. Приезжают в какой-нибудь город, заселяются в гостиницу и катаются на своем авто по окрестностям. К стоковому автомобилю не предъявляется никаких особых требований по проходимости или надёжности. Он просто должен быть исправен и должен довезти вас из пункта А в пункт Б.
Но не стоит недооценивать стоковые авто, если мы говорим про стоковый внедорожник, то он сможет увезти очень далеко от цивилизации, туда, где практически нет дорог. Да что там говорить, даже Лада Гранта, при умелом вождении, сможет проехать очень во многих места, а про проходимость Девяточки вообще ходят легенды.
Я немало поездил по самым разным дорогам, начиная от лесов Подмосковья, заканчивая высокогорьем Кавказа, и встречал те же самые Девяточки в очень неожиданных местах. Бывает, едешь на своём внедорожнике с лифтом и немаленькими колёсами по горной каменистой дороге, иногда с вывешиванием колёс, а тебе навстречу Девяточка. Смотришь на эту Девяточку и думаешь: «Да ладно мужик, откуда ты здесь взялся???» А он едет там спокойненько и не понимает твоего удивлённого взгляда.
В общем, стоковый автомобиль способен на многое, но в плане комфорта в долгих поездках могут возникать вопросы. То зарядок для мобильных устройств в нём будет мало, то устанешь вещи с места на место перекладывать в поиске чего-то нужного. И если ты в серьез увлечёшься автотуризмом, то рано или поздно перейдешь к следующему классу авто:
Подготовленный грузовичок
Здесь слово грузовичок нужно взять в кавычки. Я подразумеваю, что машина используется для перевозки вашего снаряжения, рюкзаков, палаток и прочего барахла. Но в отличие от стокового автомобиля, здесь уже может быть дополнительное оборудование. Можно понаставить зарядок для телефонов в разные места, оборудовать органайзеры для хранения вещей, поставить солнечную панель, лебёдку, чтобы вытащить себя, если где-то застрял, у тебя может быть установлен бак для воды с удобным краном, вместо канистр, которые ты возил с собой в стоковом автомобиле. В такой машине ты уже можешь отправиться в длительное путешествие и проводить время в дороге и на стоянках с комфортом. Здесь будет всё лежать на своих местах, и не придётся бесконечно перекладывать вещи и искать, куда же завалилась банка с тушёнкой, вот только что здесь лежала, а потом я бутылку воды из сумки достал и теперь тушёнка куда-то пропала…
База для подготовленного грузовичка может быть любой: от Лады Ларгус до Тойоты Тундра. Всё зависит от формата вашего путешествия. Вы берёте стоковый автомобиль и готовите под свои нужды.
Авто со спальником
Следующий класс – авто со спальником. Здесь всё просто – ты превращаешь свое авто в палатку на колёсах, внутри машины уже можно комфортно спать.
Так, подожди, не кричи. Я знаю, что ты спал на разложенных сидениях в своей Девяточке, но здесь я подразумеваю немного другое. Я знаю, что во многих универсала или внедорожниках можно сложить сидения, кинуть матрас в получившийся огромный багажник и спать с комфортом. И когда ты путешествуешь нечасто и твои путешествия недолгие, то такого варианта будет вполне достаточно. Но когда ты начинаешь путешествовать всё чаще, всё дольше и практически живёшь в машине, то на вторую неделю ночёвок на разложенном сидении твоя спина скажет тебе, что ты немного неправ. И ты настолько задолбаешься перекладывать вещи с места на место перед тем, как организовать себе кроватку, что мысль о нормальном спальнике не покажется тебе такой уж странной.
Спальник обычно подразумевает под собой ещё и органайзер для вещей. Это может быть такой большой сундук с разными отсеками и возможно даже с выдвижными ящиками, где удобно всё хранить. Или это может быть просто полка, которая делит багажник на два уровня. Сверху ты спишь, снизу твоё барахло валяется.
Также одним из плюсов здесь будет то, что в машину можно поставить автономный обогреватель, и ты будешь спать в тёплом салоне. Это особенно актуально, если ты путешествуешь не только летом и не только в южных широтах.
Ещё один плюс спальника в машине – это удобство при движении по трассе. Когда твой маршрут подразумевает ночёвку где-то в дороге, то ты можешь остановиться на ночь практически в любом месте. Заехал на заправку или стоянку, припарковался, перелез на спальник и спишь себе на нормальной кроватке. Тебе не нужно искать никакие мотели или место под палатку, ты буквально съезжаешь с дороги за ближайший куст и можешь ложиться спать. И ты не будешь привлекать особого внимания, ну стоит машина и стоит.
Короче, спальник в машине — это одни плюсы.
Микроавтодом
В эту категорию попадают автомобили, в которых можно и спать, и готовить. То есть, тебе не нужно покидать салон машины, чтобы проснуться и приготовить себе яичницу. Возможно, тебе придётся сложить спальное место и разложить кухню, но всё это внутри твоего домика.
Такие автодома очень популярны сейчас у венлайферов. Многие путешествуют на тех же самых Фольксвагенах Транспортёрах, где оборудуют кровать и столик с газовой плитой.
Микроавтодом можно построить и на базе внедорожника, но такие экземпляры встречаются довольно редко, чаще можно увидеть микроавтобусы для путешествий. Тут тебе и раковина может быть, и ящики для вещей, и автономный отопитель, и всё удобно, и всё на своих местах. Путешествуй - не хочу.
Конечно же, такой вариант будет очень удобен в плохую погоду. За окном дождь поливает, а ты приготовил себе чего-нибудь вкусненького, поел в тепле и завалился спать. Ну просто сказка!
Мини-автодом
Но ещё больше комфорта ты почувствуешь в мини-автодоме. Почему? Да потому что здесь уже установлен и душ, и туалет! Помимо того, что здесь ты сможешь поспать и приготовить поесть, можно ещё и помыться. И всё это, не выходя на улицу!
Но всё же здесь ещё не будет отдельной душевой комнаты, а будет просто шторка, которая на время отделит пространство в салоне, чтобы ты смог принять душ или воспользоваться выдвижным унитазом. А когда ты сделал все свои дела, то складываешь шторку и пользуешься этим пространством в других целях.
Часто поддон для душа делают прям на входе в автодом. То есть при входе у тебя на полу решётка, которая закрывает поддон душа, а когда нужно помыться, ты убираешь решётку и принимаешь душ. Конечно же, такое решение продиктовано небольшими размерами мини-автодома.
Обычно мини-автодома строят на базе небольших фургончиков наподобие Фиат Дукато и других коммерческих грузовичков. Но можно и на базе пикапа сделать. Сейчас много мастерских, которые предлагают различные варианты жилых модулей в кузов пикапа. Выбирай, что тебе больше нравится, плати денежку и наслаждайся.
Полноценный автодом
Вот мы и добрались до яхт на колёсах. Ну что здесь можно сказать? По сути, это мобильная квартира-студия. Здесь тебе: и спальная зона с полноценной кроватью и нормальным матрасом, и душевая комната с туалетом, и кухня с раковиной, плитой и холодильником. Даже обеденная зона со столом и креслами есть. Уровень автономности и комфорта в таком автодоме просто максимальный. У тебя есть всё, ну вот прям вообще всё, что тебе может понадобиться, а может и не понадобиться.
Здесь ты можешь проводить очень много времени вообще не покидая салон. На улице непогода? Ну ладно постоим пару дней, подождём пока распогодится и пойдём гулять, а пока посмотрим сериальчики.
Такой формат обычно подразумевает неспешные путешествия. Ты везде успел, ты дома. Вот это действительно называется - дом там, где ты его припарковал.
Про прицепы
Но если мы говорим про автомобили для путешествий, то стоит сказать и про прицепы. Путешествия с прицепами все больше набирают популярность у нас, хотя за границей такой формат отдыха существует очень давно. И здесь, конечно же, тоже есть свои плюсы и минусы.
Главный плюс в том, что ты можешь оставить свой домик на парковке и на машине съездить в магазин или покататься по окрестностям.
Ещё один плюс - для путешествия с прицепом нет необходимости каким-то образом готовить машину. В том плане, что не нужно ставить дополнительное оборудование, спальник, кухню или ещё что-то. Ты берёшь стоковое авто, цепляешь к нему прицеп и едешь. А после возвращения, просто ставишь прицеп на хранение и едешь на машине на работу, в магазин, ну или куда ты там обычно ездишь. Твоя машина не превращается в узкоспециализированную технику и не требует особого внимания.
Главный минус же в том, что с прицепом ты становишься менее мобильным. Ты проедешь и припаркуешься уже не везде. В центр города ты вряд ли сможешь заехать, нужно будет оставить прицеп где-то на окраине и ехать в центр без него.
При движении с прицепом тебе чаще придётся думать куда ты едешь. Если ты двигаешься по незнакомой дороге в городе, то можно заехать в тупик, из которого не так просто выбраться. А если едешь по узкой горной дороге и упираешься в завал, то разворот в таком месте будет практически невозможен. Ехать задним ходом с прицепом по горной дороге, ну, хотел бы я на это посмотреть… Аттракцион будет очень захватывающим.
Прицепы больше подходят для пляжного отдыха. Когда ты приезжаешь к морю на просторный пляж, ставишь прицеп и отдыхаешь долго на одном месте.
Также не стоит забывать, что с прицепом расход топлива на твоём автомобиле увеличится, причём довольно заметно.
Прицепы также можно разделить на классы. Давай кратко по ним пройдемся:
1. Грузовой прицеп
Такой прицеп используют для перевозки вещей. Это просто тележка, в которую ты закидываешь все свои вещички, доезжаешь до места отдыха и там все вещички из прицепа достаёшь.
2. Прицеп-спальник
Такие прицепы сейчас очень популярны. В основном их делают по одной схеме: у тебя есть спальное отделение, обычно на двух или трёх человек, а в задней части прицепа - кухня. Весит такая конструкция немного и предоставляет весьма неплохой уровень комфорта.
3. Прицеп-автодом
Или прицеп-дача. Или как его ещё называют - караван. Это полноценный автодом, только не на базе автомобиля, а на базе прицепа - квартира на колёсах, и про неё можно сказать всё то же самое, что я говорил про полноценные автодома на базе фургонов.
О размерах
Как и всё в этом мире, автомобили для путешествий тоже не могут быть универсальными на 100 процентов. И когда мы выбираем формат для поездки, нужно понимать, чем больше машина, и чем больше в ней комфорта, тем менее она проходима.
Если мы возьмём два подготовленных полноприводных автомобиля, например, Сузуки Джимни и Мерседес Спринтер, то Джимни сможет проехать там, где Спринтер не пролезет, потому что толстый, но в Джимни у тебя не будет туалета с душем. Вот и приходится идти на компромисс и искать ту самую золотую середину, где есть и комфорт, и проходимость.
То же самое и с прицепом: чем больше тележка, которую ты прицепил к своей машине, тем меньше география твоих путешествий.
Мой идеальный формат
Какой же формат для путешествий я считаю лучшим для себя?
Это мини-автодом на базе пикапа. То есть, снимаем с пикапа кузов и на этом месте строим жилой модуль с подъёмной крышей, где будет: раскладная кровать, кухня с раковиной, газовой плитой и холодильником, складной столик, за которым можно пообедать, складной душ и выдвижной туалет.
В таком формате сочетается и хорошая проходимость, и немалый уровень комфорта. Моя золотая середина выглядит именно так.
Стал бы я путешествовать с прицепом? Я думал о постройке автодома на базе прицепа, но чем больше катаюсь, тем больше понимаю, что с ним я проеду не везде, где хочу. Так что такой формат путешествий мне сейчас не подходит.
Но как я пришёл к мысли, что именно такой формат мне нужен? Здесь нужно начать с самого начала. На каких машинах я путешествовал:
Моя первая машина - Тойота Эстима, микроавтобус с правым рулём. Какой же крутой у него был салон - двигать сидения можно было ну просто как хочешь, даже разложить их в удобную кровать. Правда, я ни разу ей не воспользовался, автопутешествия в тот момент ещё не вошли в мою жизнь. Эстима это очень неплохая заготовка для микроавтодома. Жаль, что сейчас живых Эстим почти не осталось.
Вторая моя машина – Хонда СРВ. На ней и было совершено первое путешествие из Москвы на Алтай и обратно. Машинка небольшая, но спать в ней всё же удавалось. Это тот самый случай со стоковым автомобилем, когда перед сном ты перекладываешь все вещи с места на место, раскладываешь кривое сидение и пытаешься на нём уснуть. В общем, одни страдания.
Третья моя машина – Митсубиси Паджеро Спорт. Это подготовленный автомобиль со спальником.
Здесь я могу хорошенько выспаться, здесь достаточно комфортно готовить, есть выдвижной ящик, где в путешествиях хранится вся кухонная утварь, и даже небольшой столик. А под тентом можно отдохнуть, спрятавшись от палящего солнца.
Подготовка у меня в экспедиционном стиле - мои путешествия не подразумевают жёсткого рубилова на бездорожье. Если есть нормальная дорога, то скорей всего я по ней и поеду. Но всё же я стараюсь выбирать маршруты по более интересным тропам), люблю, знаете ли, иногда забраться на машине в полную Ж…
Устраивает ли меня мой автомобиль? Скорее да, чем нет. Но всегда есть куда стремиться. И очень уж хочется построить мини-автодом на базе пикапа, но пока такой возможности нет.
Но если у тебя нет машины для путешествий, о которой ты мечтаешь, это не повод сидеть дома!
Бери любой автомобиль и отправляйся в путешествие уже сегодня. Неважно, что это будет, потрёпанные Жигули или новая иномарка. И не обязательно сразу отправляться в многодневное приключение через всю страну - сгоняй на речку или в лес, поживи пару дней в машине. Так ты начнёшь понимать, какой формат путешествий тебе нравится, и что именно тебе подойдет.
Всё, вставай с дивана, собирай вещички, закидывай в машину и поехал.