Что сказал бы великий Александр Сергеевич, узнай он в каком качестве некоторые его близкие родственники пришли на русскую землю после его смерти? "Так высылайте ж к нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди нечуждых им гробов." — писал он в своем бессмертном "Клеветникам России". И кто бы мог подумать, что всего через каких-то сто лет одним из этих сынов, пришедших сеять зло в Россию, оказался его собственный "сын", то есть прямой правнук.
Согласитесь, есть что-то от тихоновского Штирлица в лице графа Георга-Михаэля Александра фон Меренберга, немца благородных кровей в форме майора Вермахта, смотрящего на нас с портрета. Но не только и не столько схожая с знаменитым киногероем внешность роднит графа-гитлеровца с Россией. Рождённый 18 октября 1897 года в немецком Ганновере мальчик обладал целым клубком родственных связей с разнообразной европейской аристократией, и две нити этого клубка напрямую связывали его с домом русских императоров и солнцем русской поэзии.
Дело в том, что отец Георга-Михаэля Георг-Николай, был сыном дочери Александра Сергеевича Пушкина Натальи Дубельт, а матерью нашего героя была светлейшая княжна Ольга Александровна Юрьевская, дочь российского императора Александра ll. Возможно именно по причине такого солидного родства с Россией, когда началась Первая мировая, правнук Пушкина, внук российского самодержца и одновременно двоюродный брат последнего русского царя Николая ll, подал прошение о назначении его на Западный фронт, чтобы не сражаться против русских.
В высокородной семье Меренбергов по всей видимости с пиететом относились к своим русским корням, поэтому Георгу-Михаэлю преподавался русский язык, которым он отлично владел впоследствии. В раннем возрасте Георг мечтал стать врачом, но получению неблагородной для знатного отпрыска профессии препятствовали родители и предпочли для юноши военную службу – более подходящее занятие для аристократа. За храбрость, проявленную в сражениях на Западном фронте Георг получает Железный крест 2-го класса и возвращается домой после окончания Первой мировой войны уже в офицерском звании.
На родине молодого офицера ждал новый мир – в Германии 1918 года, потерпевшей унизительное поражение, случилась Ноябрьская революция, пошатнувшая позиции аристократии в обществе, а космическая инфляция обесценила значительную часть состояния его семьи, так что Георгу приходилось сдавать родовую недвижимость внаем, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
Как известно, в тяжелый для всей Германии межвоенный период к власти в стране приходят те самые витии, о которых писал Пушкин, затуманившие немецкому народу разум своими витиеватыми речами.
Доподлинно известно, что Георг-Михаэль был противником нацизма, поэтому несмотря на происхождение и опыт Первой мировой войны практически не продвигался по службе, дважды подвергался суду военного трибунала: первый раз — за отказ отдать честь партийным приветствием, второй раз — за надругательство над партийной эмблемой. В конце концов нацистская Германия сделала с ним то, чего не смогла сделать Германия кайзеровская – граф отправился на войну с Россией.
На Восточном фронте фон Меренберг оказался в составе частей Люфтваффе на территории оккупированной Белоруссии. Был определен служить в наземные части аэродрома обеспечения, поэтому долгое время непосредственного участия в боях не принимал. Однако, в 1943 году (точная дата неизвестна) ему все же представилась возможность понюхать порох – аэродром был атакован советскими партизанами, завязался бой, в котором Георг-Михаэль был ранен. Очевидно, ранение было тяжелым, а сам фон Меренберг вел себя отважно, так как он немедленно был отправлен в тыл на лечение и вскоре был награжден своим вторым Железным крестом.
После успешного излечения летом 1944 года его направили командовать военной частью стратегически важного аэродрома, построенного немцами на греческом острове Парос. Этот важнейший объект постоянно подвергался атакам местных партизан и британских диверсантов. В одном из таких боестолкновений едва не погиб предшественник фон Меренберга на посту коменданта аэродрома. Это произошло 16 мая 1944 года, когда объединенный отряд греческих партизан и британских коммандос напал на аэродром. Помимо ранения коменданта, немецкий гарнизон потерял убитыми двух своих радистов, но атаку удалось отразить и взять в плен одного из нападавших греков, которого позже прилюдно казнили.
В отместку за дерзкое нападение немцы взяли в заложники 125 местных жителей и готовились их расстрелять. На счастье обреченных, только что прибывший на должность коменданта фон Меренберг добился отмены изуверского плана и ни в чем не повинных людей отпустили по домам.
Пережитое на фронтах Второй мировой, оказало сильное влияние на фон Меренберга. Вернувшись с войны в снова побежденную и растоптанную Германию, он впал в тяжелую депрессию. Остатки недвижимости, принадлежавшей некогда богатой и знатной семье, – квартира Георга-Михаэля и особняк его отца – были полностью разрушены ковровыми бомбардировками британской авиации, так что до последних своих дней граф с женой и дочерью был вынужден ютиться в съемном жилье.
Скончался Георг-Михаэль 11 января 1965 года в Висбадене или Майнце. С его смертью прервался и блестящий род Меренбергов, наследников Люксембургского престола и родственников русских царей.
Ставьте лайк если понравился пост, и нужно подписываться на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Читайте также: