Уже не первый раз в комментариях приходим с разными читателями к выводу, что лет 30-40 назад наши непростые дети, за которых сейчас приходится бороться в той же школе, доказывая право на существование, никого не удивили бы. Потому как хулиганов, драчунов, прогульщиков и двоечников хватало. Так же как и ловцов ворон на уроках. Так же, как и просто специфических ребят: эмоциональных, пугливых, злых. И всяких разных других. Но ничего особенного с ними никто не делал. Порицали, ругали, наказывали трудотерапией - да. Подсмеивали, подшучивали. Обследовать у психиатра и лечить на каждый чих - нет. Только какие-то очень-очень экстренные ситуации. Хорошо это или плохо? Попытаюсь поразмышлять.
Бесспорно, состояние российской психиатрии тогда и сейчас - разные вещи. Тем более что моё школьное прошлое географически связано с периферией, а настоящее - со столицей. И по сей день разница в медицине ощутима. А уж если сравнивать докторов там и тогда с теми, кто здесь и сейчас, то будет пропасть.
Специфических мальчишек я знала в школьные годы много. Никого из них не обследовали и не лечили, потому что "а как же армия, права, оружие"?! Мамы свято верили, что "он такой в деда" (в дядю, в отца, в бабку, в меня), потому "перерастёт". Действительно, кто-то перерастал. В основном, дети с невысоким интеллектом. Они попросту обтесывались о социальные правила ближе годам к 15-17. В вузы не шли. Пополняли специфический контингент профтехучилища, уходили в армию, женились. Жили там же. Чаще очень скромно и без изысков. Очень редко, при помощи родственников, что-то придумывали. Бизнес какой-нибудь. Один парень, обучавшийся в классе коррекции, сейчас видный фермер. Но это счастливое исключение.
А ещё два товарища всеми правдами и неправдами отучились в вузе. Тогда поступать и учиться за денежки было легче, чем сейчас. А у их родителей они были. Но работать по специальности не смогли. Потому что с детства демонстрирвали большие проблемы с памятью и вниманием. Сейчас "служат" водителями в сельскохозяйственных заведениях. В общем-то, нашли свою нишу. Только зачем родители тратили столько сил и средств, доказывая, что "не хуже других"?
Бывало хуже. Один гражданин, отличавшийся вспыльчивостью и любовью к регулярному нарушению дисциплины в школьном детстве, в порыве гнева избил жену и убил её бабушку, когда вырос. Уже года четыре отсидел, сколько осталось - не интересовалась. Ещё один гражданин, начавший страдать от галлюцинаций после аварии, не смог смириться с реальностью и завершил путь в петле. Мать предлагала "не выдумывать", когда он озвучивал свои видения.
Есть ребята, которые жёстко спились, не найдя себя в обществе в связи с неустойчивой психикой и проблемами волевого плана. Один мой друг детства ни шатко ни валко учился в школе, не хотел доучиваться в вузе, бросил. Потом работать не стал. Решил не нести ответственность перед близкими. Хотя рано женился и дочку завёл. Результат печален. Полностью спившийся в 40 лет человек.
Всего несколько историй, свидетелем которых я была. Можно ли было помочь этим людям в начале историй? В той или иной мере да. Если заметить сложности вовремя и обратиться с ними к специалистам. Но это было непринято. В итоге водительские права были. Армия у кого-то была (пару знакомых, ушедших "здоровыми" туда, комиссовали). А что это дало? Ровным счётом ничего.
В связи с этим я отдаю себе отчёт в том, что имеющиеся у сына проблемы тогда, в том прошлом, теоретически тоже можно было бы не замечать. Особенно на моей провинциальной родине. Но история не терпит сослагательного наклонения. Мы не там. Мы здесь и сегодня. Сейчас и врачей хватает, и психологов, и медикаментов. Смысл ради условных прав и службы в армии (сомнительное удовольствие) доказывать, что ничего нет? Есть. Будем с этим жить и по возможности исправлять. Если сделаю вид, что всё хорошо, кому лучше будет?