Несмотря на десятки разных определений в сети, что такое стартап (и тут эти десятки определений играют скорее в обратную сторону - каждый начинает интерпретировать значение как ему удобно), до сих пор периодически сталкиваюсь с кейсами, когда люди не осознают этого понятия и искренне считают свой проект стартапом, хотя категорически не подходят ни под какие критерии...
Ниже постараюсь описать эти критерии.
Первое, что делают незнающие - смотрят в Википедию. Это не плохо, я бы так же сделал. Но есть проблема. Русская Вики даёт определение, что стартап = компания с короткой историей операционной деятельности.
Но это абсолютная профанация. У Tesla (2003) или Epic Games (1991) - короткая история? Где граница коротизны? А у меня у дома открылась новая кофейня - это стартап?
Стартап - это вообще не про срок жизни компании, неверно мерить его подобными величинами. Стартап - это путь экспоненциального роста, а не очерченные параметры/рамки. Будь компании хоть 10 лет, но если она нашла бизнес-модель или технологию, которая поможет ей сейчас быстро и кратно вырасти, чтобы кривая развития представляла собой клюшку (резкий подъем вверх) - это стартап. А только открывшееся ИП по продаже авторской косметики через дистрибьюторов и маркетплейсы - нет, т.к. классическая бизнес-модель не позволит кратно вырасти на столь конкурентном рынке. Стартап - про осознанный выбор идти путём роста бизнеса по экспоненте.
И важно подчеркнуть - именно бизнеса. Стартап - именно бизнес-понятие, про деньги, тут нечего стесняться. Крутой некоммерческий проект - извините, крутой некоммерческий проект, а не стартап.
Вторая проблема русской Вики - в конце первого абзаца: “Стартап — это коммерческий проект, основанный на какой-либо идее и требующий финансирования для развития”. Занавес…
А какой проект не основан на какой-либо идее? Или какой НЕ требует финансирования для развития? Что за гений это писал? :)
Видимо, подразумевалось, что стартапу необходимы внешние инвестиции для развития - тоже неправда. Стартап вполне может быть самоокупаем и самодостаточен. Вопрос только, что с деньгами инвестора его рост будет ещё быстрее. То есть, цель инвестиций - более агрессивный захват рынка, а не обязательное условие существования/развития стартапа.
Стартап - это про такую технологию или бизнес-модель, которая делает какой-либо процесс кратно эффективнее (быстрее / дешевле). Раньше от звонка в таксопарк до подачи машины проходило 40 минут, а теперь 4, и не надо ни с кем общаться. Эффективность 10х + приятный бонус. Стартап - это новый, кратно более эффективный способ делать какой-либо процесс. Это его приближение к идеальному конечному результату (ИКР).
ИКР - такая концепция развития любой деятельности, когда процесс будет выполняться с минимально возможной затратой усилий. Например, ИКР того же такси - телепорт. Он также перемещает нас из точки А в точку Б, но мы не несем финансовых, временных издержек или физических усилий на дорогу. У телефона ИКР - телепатия: не совершая никаких движений мы перемещаем мысль из одного мозга в другой. По сути стартап - про то, что он делает новый шаг к этому ИКР в той сфере, в которой функционирует. Раньше сходить в магазин - целая история, сейчас - пара кликов, и пакеты у двери.
А самое интересное - посмотреть английский вариант той же статьи на Википедии. Там написано ровно обратное тому бреду, который в русской версии.
A startup or start-up is a company or project undertaken by an entrepreneur to seek, develop, and validate a scalable business model. While entrepreneurship refers to all new businesses, including self-employment and businesses that never intend to become registered, startups refer to new businesses that intend to grow large beyond the solo founder. At the beginning, startups face high uncertainty and have high rates of failure, but a minority of them do go on to be successful and influential.
То есть, тут
а) идут не от срока деятельности компании, а от выбранного целеполагания (абзац 1);
б) прямо противопоставляется, что стартап - не любой бизнес, а нечто про кратный рост (абзац 2);
в) И в конце о том, в чём прелесть стартапа - большая неопределенность. Стартап - про попытку внедрения инноваций (технологии или бизнес-модели) туда, где этой инновацией еще не протоптана дорожка. Это влечёт повышенный риск, что инновация не приживется, не найдет спроса, будет неверно реализована и т.д. Это и отличает от классического бизнеса - тот идёт проверенным путём с куда меньшими рисками, копируя тех, кто уже организовал “красный океан” (понятие означает степень очень высокой конкуренции на рынке).
Еще важно отметить, что идея (т.е. проект на стадии идеи) не имеет правом называться стартапом, пока она не подтверждена. Имеется в виду такое подтверждение: сначала, что есть проблема; далее, что наше решение её закрывает; и потом - что оно (решение) востребовано настолько, что за него готовы платить. Пока всего перечисленного нет - это “фантазия на тему”, а не бизнес.
Аналогично со стадией прототипа. Мы можем собрать образец какого-то робота или написать искусственный интеллект. Но до момента возможности массового коммерческого использования это только лишь разработка с потенциалом перерасти в стартап (т.к. мы уже определили выше, что стартап - это бизнес-понятие).
Это применимо и к любому классическому бизнесу. Цветочный ларёк в теории тоже имеет потенциал запустить онлайн-маркетплейс цветов и захватить огромную долю рынка. Но пока он это не начал делать, это и останется только теорией, а он - цветочным ларьком. Возвращаемся к началу статьи: стартап - это осознанный выбор идти путём роста по экспоненте.
Исходя из всего вышеизложенного, я бы вывел такое определение: