В этой статье — размышления об истоках недоверия к магглам, истории волшебного мира и обучении магии для магглорожденных.
Продолжаем нашу рубрику с письмами читателей.
Напомним, что вы тоже можете прислать своё письмо на адрес электронной почты, указанной в профиле.
Несмотря на то, что главное желание лорда Волан-де-Морта — это победить смерть, и название созданной им организации является очевидной отсылкой к этому, в семи книгах Роулинг больше всего внимания уделяется политической идеологии и войне за переустройство общества. Многие считают Пожирателей смерти кем-то вроде маньяков, убивающих для развлечения, или сравнивают с реальными нацистами и фашистами во Второй мировой войне. Многие считают, что их идеи сродни нацистским и что учить маглорожденных необходимо «по умолчанию», иначе волшебникам светит «вырождение». Но что на самом деле стоит за существующим века неприятием маглов и выходцев из их среды и насколько это обоснованно? Разберем это далее в статье.
Истоки недоверия к маглам
О четверых основателях Хогвартса известно не очень много, но одно из самого известного — что скрываться от маглов им пришлось уже в те времена, за более чем тысячу лет до каноничных событий. Гриффиндор, Когтевран, Пуффендуй и Слизерин все вместе подыскали для своей школы малолюдное место и постарались оградить его множеством чар от маглов. Бинс объясняет это следующим образом:
Они вместе выстроили этот замок, подальше от глаз дотошных маглов: в ту пору обычные люди страшились волшебства, поэтому колдунам и ведьмам приходилось прятаться.
Несколько лет конфликтов у них не было, но позднее что-то случилось, из-за чего откололся Салазар и стал яростным противником зачисления в Хогвартс маглорожденных. Конфликт был таким неразрешимым, что утвердилась и распространилась в дальнейшем легенда — правдивая или нет — будто Тайная комната создана, и «чудовище Слизерина» в ней спрятано именно для того, чтобы изгнать из школы всех маглорожденных, чего в свое время не удалось сделать основоположнику факультета Слизерин. Не исключено, что легенда о чудовище видоизменена позднее под чьи-то политические взгляды: как мы знаем, взгляд василиска одинаково опасен для всех волшебников вне зависимости, из какой семьи они произошли, а среди фанатов «Гарри Поттера» существует теория, что василиск изначально был частью системы обороны Хогвартса, такой же, как, например, бегающие латы. В тексте с Поттермор (хотя каноничность сайта Поттермор — вопрос как минимум дискуссионный) указано, что изначально Салазар Слизерин мог устроить Тайную комнату как что-то вроде собственного штаба и зала для обучения заклинаниям, которые не встречали одобрения у его компаньонов. Тем не менее, именно ученики и выпускники-слизеринцы в дальнейшем больше всего проповедуют идею окончательного откола от магловского мира и запрет на обучение волшебству выходцев из магловской среды.
Однако что же произошло во времена основателей Хогвартса, из-за чего откололся Салазар? В книгах об этом не сказано, кроме небольшого упоминания профессора Бинса, что Салазар не доверял тем, у кого магловское происхождение, то есть считал их «ненадежными» («untrustworthy»). Акцент именно на недоверии, а не презрении как к «недочеловекам», уступающим в развитии волшебникам, очень примечателен: он намекает, что в этом загадочном происшествии кто-то из маглорожденных показал себя как человек, которому нельзя доверять тайны магического мира. Возможно, остальные трое — Гриффиндор, Когтевран и Пуффендуй — сочли этот случай единичным, а Слизерин увидел в этом доказательство, что секреты волшебства должны передаваться только в семьях волшебников.
Инквизиция, дальнейшее отчуждение и Статут о секретности
В третьей книге об Инквизиции хогвартские учебники рассказывают довольно сглаженно. Мол, настоящие волшебники и ведьмы неплохо научились избегать преследований, а некоторым даже было по душе гореть на костре, который они, конечно, заколдовывали. Но комментарии к «Сказкам барда Бидля» открывают иную, очень трагическую ситуацию. И поскольку написаны они Альбусом Дамблдором, они не содержат никакой антимагловской пропаганды — простая констатация фактов.
Проповедуя братскую любовь к маглам, Бидль несколько отступил от обычаев своего времени.
В начале XV века преследование ведьм и колдунов набирало силу по всей Европе. Многие волшебники считали, и не без причины, что вылечить заклинанием соседскую свинью — все равно что собирать хворост для собственного погребального костра[1].
«Пусть маглы попробуют обойтись без нас!» — говорили волшебники и все больше отдалялись от немагического населения.
Итогом этого процесса стало принятие в 1689 году Международного статута о секретности — тогда весь магический мир ушел в подполье."
"Итак, к концу XVI века среди магов был распространен подправленный вариант сказки, где Прыгливый горшок защищает ни в чем не повинного волшебника от озверевшей толпы крестьян, которые гонятся за ним с факелами и вилами. Горшок ловит их и глотает целиком. В конце сказки, когда горшок уже проглотил почти всех жителей деревни, оставшиеся в живых соседи обещают волшебнику, что оставят его в покое и позволят заниматься магией. За это он приказывает горшку вернуть проглоченные жертвы, и горшок послушно выплевывает их, лишь слегка покалеченных"
"По мере того как охота на ведьм становилась все более ожесточенной, волшебники начинали нести двойную жизнь, защищая себя и своих родных от маглов при помощи маскировки.
К XVII столетию всякий волшебник, водящий дружбу с маглами, вызывал у других подозрение и даже становился отверженным.
Есть также примечание [1], сглаживающее противоречие между этим и тем, что говорится в семикнижии:
Нужно заметить, что настоящие волшебники и волшебницы неплохо наловчились избегать костра, петли и плахи (см. историю Лизетты де Ла Кроль в моих комментариях к сказке «Зайчиха Шутиха и ее пень-зубоскал»). Тем не менее бывали случаи и со смертельным исходом. Например, когда был посажен в темницу сэр Николас де Мимси-Дельфингтон (королевский маг при жизни, а после смерти — факультетский призрак Гриффиндора). У него отобрали волшебную палочку, и он не смог бежать перед казнью. Особенно часто семьи магов теряли младших волшебников, которые еще не умели контролировать свои магические способности и потому становились жертвами магловской охоты на ведьм.
Итак, как видно из комментариев, несмотря на отчуждение, до Инквизиции находились как минимум некоторые волшебники, расположенные к маглам и помогавшие им в их бытовых проблемах. Таков, например, отец главного героя сказки «Колдун и Прыгливый горшок». Но преследование волшебников и ведьм привело к окончательному разграничению двух миров, к принятию Статута о секретности, и даже перешло в фольклор в виде сказок об озверевших крестьянах, нападающих на волшебников. Трансформация отношения волшебников к маглам была не сиюминутной и не надуманной — этот процесс занял не один век и прочно укрепился в их мыслях и сердцах. В чистокровных магических семьях наряду со сказками, скорее всего, также передавались истории о родственниках, убитых инквизиторами. Воспитанные на таких историях, потомки чистокровных семей приезжали в Хогвартс и поступали, как водится, на Слизерин, основатель которого не доверял ученикам из семей маглов. Таким образом ненависть к маглам только укреплялась, передавалась от старших к младшим, и нельзя сказать, чтобы для этого не было причин.
Можно было бы возразить, что Инквизиция была давно, а сейчас маглы стали умнее и лучше, но на это последует другое, бесспорное возражение: если так, почему же соблюдение Статута о секретности продолжается до сих пор? Всех волшебников с детства воспитывают, что держать свое существование в тайне от окружающих маглов это главный закон. А маглорожденные, не знакомые с подобными установками, приезжают «из-за барьера» и постигают все секреты волшебства вместе с чистокровными. Неудивительно, что на них смотрят как на врагов, реальных или возможных, — удивительнее то, что в такой обстановке еще находятся люди, лояльно настроенные к маглам и маглорожденным.
Предпосылки для идеи о «ворах магии»
В седьмой книге Пожиратели смерти все-таки пришли к власти, хотя и скрывали это до поры до времени, и вместе с примкнувшими к ним министерскими работниками начали деятельность комиссий, отбиравших у маглорожденных волшебные палочки и объявлявших их «ворами магии», если они не могли доказать наличие хотя бы одного родственника-волшебника в их фамильном древе. На первый взгляд эти обвинения выглядят беспочвенной тупостью — как можно украсть магию? — и странно, что многие люди вообще на это повелись. Но как выясняется из тех же комментариев к «Сказкам барда Бидля», частичным основанием для этого могли стать исследования, проведенные Министерством магии почти за триста лет до возникновения Пожирателей смерти.
Как показали углубленные исследования, проведенные Министерством магии еще в 1672 г., волшебниками рождаются, а не становятся. Изредка в немагических семьях «случайно» появляются люди, способные к волшебству (хотя при внимательном рассмотрении, как правило, оказывается, что в их генеалогическом древе все-таки присутствуют маги), но маглы колдовать не могут. В лучшем — или в худшем — случае они могут надеяться на самопроизвольный, неуправляемый эффект от применения подлинной волшебной палочки, поскольку она является инструментом, перенаправляющим поток магической энергии, и может сохранять остаточную магию, случайный выброс которой совершенно непредсказуем.
Итак, маглы у Роулинг в принципе не способны творить волшебство. Однако из мира маглов периодически приезжают учиться в Хогвартс все новые и новые обладатели волшебных палочек. Для разрешения этого парадокса Пожиратели смерти и их единомышленники апеллируют к заявленному выше тезису: «при внимательном рассмотрении, как правило, оказывается, что в их генеалогическом древе все-таки присутствуют маги». Исключая оговорку «как правило», организаторы комиссий в седьмой книге требуют доказательств, что в родстве с так называемыми маглорожденными состоит хоть один волшебник. Если выходец из среды маглов не может это доказать, в дело вступает следующее объяснение, заимствованное, как видно, в основе своей из того же министерского изыскания:
«В лучшем — или в худшем — случае они могут надеяться на самопроизвольный, неуправляемый эффект от применения подлинной волшебной палочки, поскольку она является инструментом, перенаправляющим поток магической энергии, и может сохранять остаточную магию, случайный выброс которой совершенно непредсказуем».
Иными словами, начинают считать, что маглорожденный просто украл волшебную палочку у какого-то волшебника, и творимая им магия — не что иное, как остаточное волшебство, сохраняемое в артефакте, а вовсе не личные способности его нынешнего владельца.
Явление «впитывания» волшебства и тема волшебных палочек как скорее самостоятельных в какой-то мере существ и помощников, нежели обычных инструментов, проходит в седьмой книге о Гарри Поттере и в комментариях к «Сказке о трех братьях». Там говорится, что Старшая палочка, переходящая от одного Темного мага к другому на протяжении столетий, действительно могла вобрать в себя магию Темных искусств.
«Как видим, Годелот считает волшебную палочку своей помощницей, почти наставницей. Знатоки волшебных палочек согласятся со мной, что волшебные палочки действительно способны впитывать знания тех, кто ими пользуется, хотя этот процесс непредсказуем и далек от совершенства. Чтобы оценить, насколько полно могут передаваться знания каждого конкретного мага, нужно учитывать самые разные факторы, такие как взаимоотношения между палочкой и ее владельцем.»
Таким образом, все, что надо было приверженцам идей о «ворах магии», это укрепить и утрировать представление о давно известном механизме, связанном с волшебными палочками.
Удивительно, но позднее сама Роулинг не отказывается от генетических предпосылок — объяснять рождение магов в магловских семьях наследованием волшебства даже через много поколений. В марте 1999 года она разъясняла по-другому:
- Как магглорожденные, вроде Гермионы, получают волшебные способности?
JKR: Никто не знает, откуда появляется волшебство. В этом оно похоже на любой другой талант. В одних случаях оно, скорее всего, наследуется, но другие оказываются единственными в своей семье, у которых есть такие способности.
Hi, Ms. Rowling. How does a Muggle-born like Hermione develop magical abilities?
JRK: Nobody knows where magic comes from. It is like any other talent. Sometimes it seems to be inherited, but others are the only ones in their family who have the ability.
(Интервью 1999 года — Barnes and Noble interview, March 19, 1999)
http://www.accio-quote.org/articles/1999/0399-barnesandnoble.html
То есть, согласно этому, волшебник может родиться и в семье, где волшебников никогда вовсе не было. Но в 2007 году Роулинг уже гораздо более категорична насчет преемственности магии в роду:
Katie Mosher: Как именно маглорожденные получают магические способности?
J.K. Rowling: Где-то в их семье должны быть ведьмы или волшебники, возможно, много поколений назад. Ген проявляется неожиданно.
Katie Mosher: How exactly do muggleborns receive magical ability
J.K. Rowling: Muggle-borns will have a witch or wizard somewhere on their family tree, in some cases many, many generations back. The gene re-surfaces in some unexpected places.
(Чат с Дж.К.Роулинг на сайте Блумсбери, 30 июля 2007)
http://www.the-leaky-cauldron.org/2007/7/30/j-k-rowling-web-chat-transcript/
Старания связать магию с генетикой удивляют, потому что полностью отвечают тенденциям отрицательных, а не положительных героев «ГП» и льют воду на их мельницу.
Есть ли необходимость обучать магии маглорожденных?
Сторонники точки зрения, что маглорожденных обязательно надо зачислять в школы и учить обращаться с волшебством, порой ссылаются на всякие гипотетические негативные последствия, которые могут возникнуть при ином раскладе: маглорожденные со стихийным волшебством навредят себе и другим, или маги будут вырождаться от близкородственных браков, испытывая генетическую потребность в свежей крови. Но в каноне показана школа Дурмстранг, куда не зачисляют маглорожденных, и никаких проблем, связанных с этим, в континентальной Европе не показано. Ни массового вымирания, ни массовых смертоубийств, спровоцированных необученными волшебниками. Настоящее время далеко ушло от Инквизиции — напротив, сейчас распространен интерес к магии и эзотерике, и ничто не мешает маглорожденным создавать собственные школы и течения, и даже зарабатывать как экстрасенсы или астрологи. Маглорожденным теперь не нужно подавлять свои способности — а именно из подавления могут развиться такие трагедии, как у Арианы Дамблдор. Но у нее была именно травма, вызванная как раз маглами, а не необученность. И этот пример как раз может только настроить против маглов еще больше.
По поводу так называемого «вырождения» канон также предоставляет опровержения. Семья Уизли — чистокровные, Эрни Макмиллан тоже, например, Регулус Блэк, Долгопупсы и Лавгуды — даже если считать двух последних странными семействами, все же говорить о «вырождении» не приходится. На самом деле, стремление объявить чистокровных деградирующим слоем населения по генетическому признаку ничем не лучше, чем объявление кем-нибудь маглорожденных по тому же признаку.
«Пожиратели смерти»: истоки названия
“Death Eaters” — это название организации переводят и интерпретируют по-разному. Не так уж редко их называют «Упивающимися Смертью», в том смысле, будто бы им настолько в кайф убивать, что они этим упиваются. Но фактически это название имеет эзотерическую основу, и стоит учесть, что выбирал его волшебник, который своей главной мечтой назвал победу над смертью. О том же говорит и лозунг Пожирателей смерти — библейская цитата, которую Гарри прочел на памятнике старших Поттеров.
— «Последний же враг истребится — смерть»… — Жуткая мысль вдруг обдала его холодом. — Это ведь лозунг Пожирателей смерти! Почему он здесь?
— Тут совсем не тот смысл, что у Пожирателей смерти, Гарри, — мягко сказала Гермиона. — Имеется в виду… ну, ты знаешь… жизнь после смерти.
Налицо две трактовки библейской цитаты: для «светлых» волшебников она означает веру в жизнь после смерти в некоем «другом мире», для «темных» — победу над смертью вообще как единственно возможное настоящее бессмертие личности. Волан-де-Морт заимствовал эту фразу для лозунга организации и придал ей свое собственное значение.
«Последний же враг истребится — смерть» написано в Первом послании Коринфянам, глава 15:26. И не случайно в той же библейской главе, через несколько строк от этого, находится и цитата, объясняющая наименование организации Волан-де-Морта.
«…тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.» (15:54)
«Пожиратели смерти» = «поглотители» = «победители». Здесь отображена магическая цель Волан-де-Морта, а не кровожадная маниакальность.
Заключение
Идеология Пожирателей смерти отнюдь не является безупречной и полностью выверенной логически, но как видно из всего описанного выше, имеет определенную историческую базу, а не выдумана по глупости. Это частично объясняет, почему Пожирателей смерти такое значительное число — согласно подсчетам орденцев в Первую войну, Пожирателей было около четырехсот, из нескольких тысяч населения британского магомира всего. Это были люди, готовые воевать за свои представления о переустройстве общества с оружием в руках. Но как видно даже из названия, самого Волан-де-Морта больше волновала победа над Смертью, а не маглорожденными волшебниками.
Автор: Кристабел
#гарри поттер #пожирателисмерти #волдеморт #воландеморт